«Где еще найдут безбашенных смельчаков?» Юлиана Слащева о назначении в «Союзмультфильм»
Реформированием легендарной киностудии «Союзмультфильм» будет руководить бывшая гендиректор «СТС Медиа»
3 февраля 2017 года министр культуры РФ подписал приказ о назначении Юлианы Слащевой Председателем правления ФГУП «Союзмультфильм». О том, какие преобразования ждут киностудию, недавно отметившую 80-летний юбилей, она рассказала в интервью Forbes Woman.
Насколько ожидаемо для Вас было предложение Мединского?
Первый разговор про студию случился, когда я еще как гендиректор «СТС Медиа» обсуждала с министром способы продвижения российской анимации. Когда я покинула СТС, он сразу предложил поучаствовать в судьбе «Союзмультфильма».
И Вы сразу согласились?
Я, знаете ли, немного занудна – сначала должна разобраться в вопросе. Но уж если разобралась, то быстро соглашаюсь. Раньше я никогда не работала с госструктурой. Теперь же стану заместителем главы Совета по развитию российской анимации при Министерстве и Председателем правления «Союзмультфильма».
Смею предположить, что это более глобальная работа, чем вывод на рынок «Монсиков» (В конце 2016 года Слащева стала основным акционером детского образовательного проекта «Монсики», FW).
Аналогия с «Монсиками» прослеживается. Как и в образовательном проекте я буду отвечать за стратегическое переформатирование ФГУП, а не лезть в его ежедневное руководство. Им занимается генеральный директор и дирекция киностудии. Для вывода «Союзмульфильма» из долгосрочного кризиса создан Российский дом анимации – своего рода хаб в анимационной отрасли. Основная его цель — помогать аниматорам, не имеющим ресурсов и технологий, но обладающих идеями. И использовать уникальный опыт авторской анимации для создания школы с участием больших мастеров, таких как Юрий Норштейн, Андрей Хржановский и Владимир Зуйков, например. Они может сейчас уже не работают активно как производители, но могут учить новое поколение.
«Союзмульфильм» вскоре переезжает из исторического здания на Долгоруковской улице в новое здание. Собственно «Союзмульфильму» в нем требуется не более половины площадей. Вторую можно использовать для молодых анимационных студий и создания школы и инкубатора по развитию анимационных проектов.
Государство тоже будет контролировать эту структуру?
Только государство сейчас и может контролировать эту структуру, потому что «Союзмультфильм» — это ФГУП. Но потянет ли государство финансирование Российского дома анимации – вопрос сложный, и самое главное, стоит ли это делать, учитывая, что у государственных предприятий очень много ограничений. В вопросах бизнес-развития (а именно это интересует молодые студии) бюрократия – плохой помощник.
Даже со сдачей площадей в аренду возможны проблемы. Росимущество будет справедливо требовать сдавать по максимальной арендной ставке, потому что заинтересовано в максимальной прибыли на свои вложения в уже построенное здание. А молодые анимационные студии не могут вкладываться в аренду по максимальной ставке, иначе им продукт будет не на что делать. И таких курьезных моментов достаточно.
На мой взгляд, акционирование даже со 100-процентным собственником в лице государства – уже сильно упростит все процедуры и поможет развитию отрасли в концепции Российского дома анимации. Дальше, безусловно, будет целесообразно превратить его в государственно-частное партнёрство, чтобы привлекать серьезных частных инвесторов. Частные инвесторы потребуются и для инвестиций в молодые студии, и для создания хаба/школы, и для развития потенциала золотой коллекции «Союзмультфильма».
Вы сами во что больше верите: в потенциал золотой коллекции «Союза« или в новые проекты?
Я верю и в то, и в другое. Вопрос, на что хватит денег и политической воли. Мы должны выбрать несколько франшиз из золотой коллекции, которые имеют потенциал продления и урегулировать все правовые вопросы с авторами. Требуется серьезная юридическая работа и огромная воля, чтобы переломить нынешнюю ситуацию и принять несколько жестких решений. Для меня эта история – аналог создания анимационного «Сколково».
А в мерчендайзинг на базе «Союзмультфильма» верите?
Конечно! Все собственные анимационные проекты зарабатывают только на мерчендайзинге и лицензировании. Одна из задач «Союзамультфильма» — создать сильные лицензионное и мерчендайзинговое подразделения, чтобы по новому управлять существующими персонажами и развивать их продажи. Для этого нужен серьезный продюсерский центр.
Современная анимация типа «Ледникового периода» показала, что можно делать не просто мультфильмы, а полноценное мультипликационное кино. Разве нет?
Вы приводите в пример полный метр. «Союзмультфильму» до такого еще нужно немного поработать, мягко говоря. Начинать следует с продолжения сериальной истории, в которой у «Союза…» серьезные компетенции. А полный метр будем создавать в партнерстве. Под сериальной историей я имею в виду «Котенок по имени Гав», «Трое из Простоквашино», «38 попугаев», «Малыш и Карлсон». Это все продлеваемые франшизы, по которым можно еще много серий доснять.
Как будете совмещать масштабные преобразования ФГУПа и личный проект про «Монсиков»?
Ближайшие несколько лет я намерена посвятить себя развитию «Союзмультфильма», поэтому и оставила себе в «Монсиках» только позицию председателя совета директоров, а управление отдам авторам проекта и профессионалам бизнеса. Идеологически для меня эти две истории безусловно связаны, но характер работы совсем разный: как если бы вы руководили цветочной фабрикой, но и на даче тоже выращивали тюльпаны.
Каково это — встать у руля государственного предприятия с 80-летней историей, обладающего огромным фондом, но находящегося в долгом финансовом кризисе? Министр намеренно поручил такой глобальный план именно женщине?
То есть, думаете, все эти разговоры о моей энергии, способности горы свернуть и поднять из руин что-то великое – это все лесть, а на самом деле просто по гендерному признаку выбрал? Может быть, и так, конечно – я теперь сама сомневаюсь, но все-таки хотелось бы думать, что министр принимает решения по другим основаниям. Понимаете, дело в том, что самым главным в такой ситуации является способность руководителя принимать жесткие, иногда непопулярные решения. И в этом я действительно мастер – думаю, поэтому и выбрали. Где еще найдут таких безбашенных смельчаков с опытом управления мировыми компаниями?
Полную версию интервью читайте в весеннем выпуске Forbes Woman #1-2017, который поступит в продажу 22 февраля.