Margin call ЦБ: валютная паника вышла на улицы
Утром 16 декабря участники рынка были готовы поддержать Банк России, который предыдущей ночью объявил о резком повышении ключевой ставки сразу на 6,5 процентных пункта, с 10,5% до 17%. И поначалу рубль даже укрепился до отметки 58,15 за доллар и 72,45 за евро. Но ЦБ не стал поддерживать свое решение значительными валютными интервенциями, что в итоге привело к печальному результату. К 15:00 мск рубль на валютной секции Московской биржи ослабел до 100,74 за евро, а доллар превысил отметку 80,1, в моменте валюты выросли более чем на 20%. Несмотря на это, ЦБ не стал останавливать торги.
Первый зампред Банка России Сергей Швецов назвал ситуацию на валютном рынке «критической». «То, что происходит, даже в страшном сне не могли подумать год назад. Но, к сожалению, не всегда мы можем предвидеть даже краткосрочные перспективы нашего финансового рынка», — цитирует замглавы регулятора «Интерфакс». По словам Швецова, в ближайшие дни ситуация будет сравнима с самым тяжелым периодом 2008 года. «Поверьте мне, тот выбор, который делал совет директоров ЦБ, — это выбор между очень плохим и очень, очень плохим», — добавил он. Зампред ЦБ не исключил, что после повышения ключевой ставки до 17% регулятор примет новые меры для стабилизации ситуации.
Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков также прокомментировал ситуацию с падением национальной валюты. Он связал ее с «эмоциями и спекулятивными настроениями». Источник, близкий к ЦБ, утверждает, что для Путина решение регулятора по ставке не стало откровением.
Почему же этот шаг не заставил рубль укрепляться? «Проблема в том, что ЦБ не поддержал рубль валютными интервенциями, а повышение ставки до 17% лишь ведет к краху банковской системы. Нет никаких предпосылок для такого сильного курсового движения рубля. Трудно сказать, почему ЦБ не использует резервы, возможно, у Банка России нет мандата на их использование и он не является независимым. Может быть, технически нет возможности использовать резервы, так как американские бумаги арестованы, а мы об этом не знаем. Руководство ЦБ или недееспособно, или не принимает решений об интервенциях, так как вскоре будет новое руководство, либо войну будут объявлять», — говорит руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук. Вдобавок вчера ЦБ предложил банкам больше рублей, на которые они могли покупать валюту, — лимит аукциона недельного РЕПО вырос с 3,21 трлн рублей до 3,67 трлн рублей неделей ранее, свидетельствует информация на сайте регулятора.
Казначей российского госбанка говорит, что, несмотря на правильные решения, ЦБ опоздал с ними, также очень зря он не вышел с утра с валютными интервенциями, что в итоге привело к панике. Глава банка с иностранным капиталом отмечает, что притока валюты на рынке нет и ни одна из крупных экспортных компаний — ни «Лукойл», ни «Роснефть» — не продает валюту.
«В результате несчастные граждане атакуют обменные пункты. Наиболее прозорливые скидывали евро и доллары по этому чудовищному курсу», — объясняет собеседник Forbes.
Начальник департамента торговых операций ING Станислав Ярушевичюс объясняет, что повышение Банком России ключевой ставки не возымеет эффекта на падение рубля даже при ее дальнейшем росте до 25-30%. «Руководство ЦБ действует по учебникам и не предлагает рабочие инструменты рефинансирования в валюте. Причина обвала рубля в нехватке валюты и отсутствии продавцов, неслучайно после последнего решения ЦБ повысить ставку падение рубля только ускорилось. Никто не будет продавать валюту в ситуации, когда курс доллара меняется по 20% в день», — рассказывает Ярушевичюс.
ЦБ настолько запустил ситуацию, что началась массовая долларизация накоплений российских граждан. «К сожалению, текущая ситуация в разы хуже 2008 года. Я 17 лет на рынке, но даже в 1998 году не помню такой скорости падения. Пока еще ЦБ не прошел точку невозврата, когда потеряет контроль над финансовой системой, и стабилизация ситуации потребует колоссальных усилий. Но уже сейчас в некоторых банках физлица выстраиваются в очередь, обменивая рубли на валюту», — говорит Ярушевичюс.
По словам главного экономиста АФК «Система» Евгения Надоршина, потеря контроля властей над ожиданиями участников рынка привела к ажиотажному спросу на валюту:
«Происходящее сейчас — это верхушка айсберга, предвестник рецессии в 2015 году. Те деньги, которые пошли на валютный рынок и которые граждане снимают с депозитов и прячут в ячейки или покупают различные импортные товары, пока те не подорожали, могли бы быть использованы для экономического роста».
Рынок наводнен тревожными слухами, например, будто всех валютных вкладчиков рассчитают по старому курсу 36 рублей за доллар. «Вряд ли это возможно, ведь российский президент и руководство ЦБ неоднократно утверждали, что никаких ограничений на операции с валютой не будет. Однако когда царит паника, доводы разума не работают. Панику нужно успокоить, поскольку есть риск, что сама по себе она может нескоро закончиться: посмотрите на Зимбабве — гиперинфляция не возникает из ничего», — считает Надоршин.
Рост ставки ЦБ привел к тому, что российские банки вынуждены сокращать кредитование. В частности, президент ОТП банка Георгий Чесаков сообщил, что его банк вынужден приостановить кредиты наличными физлицам, кроме того, перестает кредитовать новых клиентов Связной банк. ВТБ, Сбербанк и другие крупные банки начали пересматривать ставки по кредитам и депозитам. Очевидным побочным решением повышения ставки станет резкий рост стоимости кредитования.
Управляющий директор по операциям на денежном рынке Альфа-банка Николай Карпушкин говорит, что банки запускают стрессовые сценарии. «Каждый сам решает свои проблемы в рамках кризисных сценариев, которые должны быть разработаны в банках . Все будут поднимать ставки для физлиц и для юрлиц», — рассказывает Карпушкин. По словам Ярушевичюса, обслуживание долгов станет непомерным и начнутся банкротства, а в нашей экономической ситуации повышение ставки — это самоубийство.
Премьер-министр Дмитрий Медведев во вторник провел совещание по финансово-экономической ситуации в России. Он поручил Минэкономразвития и Минфину вместе с ЦБ подготовить антикризисные меры, сообщили источники Forbes. По словам одного из чиновников, ведомства, как и во время кризиса 2008-2009 годов, готовят полноценный антикризисный план. Что он будет собой представлять, пока неизвестно. Как заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, меры валютного контроля не обсуждались, обсуждались лишь меры регуляторного надзора над банками.