Зачем Центробанк поднял ставку до 17%
Главным ньюсмейкером ночи с понедельника на вторник оказался Центробанк. Примерно в 1 час ночи по Москве регулятор выпустил пресс-релиз, в котором сообщил, что в экстренном порядке повышает ключевую ставку сразу на 6,5%, до 17%. ЦБ также отказался от фиксированной ставки, по которой предоставляет банкам кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами. С 16 декабря такие кредиты будут предоставляться по плавающей ставке, установленной на уровне ключевой плюс 1,75 процентного пункта, и на срок от 2 до 549 дней (до вчерашнего дня давались максимум на 90 дней). Кроме того, ЦБ увеличит с $1,5 млрд до $5 млрд объем предоставления иностранной валюты на срок 28 дней на аукционах РЕПО.
Центробанк повышает ключевую ставку во второй раз за пять дней и в шестой раз с начала года, но впервые настолько резко. Решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие девальвационные и инфляционные риски, говорится в заявлении ЦБ.
Ключевой ставкой является ставка недельного РЕПО. По этой ставке ЦБ предоставляет ликвидность банковскому сектору. Повышение ставки Центробанком означает, что регулятор хочет сжать ликвидность в банковском секторе, уменьшив спекуляции на валютном рынке.
На валютных торгах в понедельник, 15 декабря, рубль обесценивался рекордными с кризиса 1998 года темпами. За день российская валюта подешевела по отношению к американской на 10,78% (к евро — на 9,1%). К закрытию торгов курс рубля к доллару упал на 6,3 рубля — до 64,45 рубля за $1. Курс рубля к евро упал на 6,6 рубля — до 78,9 рубля за €1.
Вероятно, рубль с утра 16 декабря будет резко укрепляться на 7-10%, полагает начальник отдела доверительного управления компании «Кит Финанс брокер» Дмитрий Шагардин.
Чтобы стабилизировать курс, ЦБ должен дать четкий сигнал о прекращении безлимитной поддержки банковского сектора ликвидностью, говорила Forbes за несколько часов до решения ЦБ главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. То, что происходило с рублем в понедельник, нельзя объяснять падением цены на нефть, продолжает она: был большой отток капитала, и причины этого оттока не экономические. По ее мнению, есть проблема доверия участников финансового рынка к властям. Резкое падение курса рубля 15 декабря — следствие финансовой поддержки, которую «Роснефть» получила от ЦБ, уверена Орлова: участники рынка опасались, что «Роснефть» начнет покупать иностранную валюту и обвалит курс еще сильнее, поэтому действовали на опережение.
В понедельник падение курса рубля прекратилось только из-за того, что на рынке закончилась иностранная валюта.
«Мы двигались по рынку без остановки, пока все не разобрали, а Банка России не было. Рынку дают определить, где это самое дно. Но для государства это, мягко говоря, неадекватная политика. При такой нестабильности мы скатываемся в 1990-е и долларизацию», — считает глава казначейства Связь-банка Кирилл Звержанский.
После закрытия торгов банкиры продолжили торговать на межбанковской площадке EBS, где сделки проходили выше 66,5 рубля за доллар (после ночного заявления ЦБ курс американской валюты снизился до 61 рубля). «Рынка на деле фактически не стало, нужен комплекс мер от ЦБ — прямые интервенции или какие-то нестандартные решения. Если Банк России будет нерешительным и не будет вмешиваться, то произойдет грандиозный обвал», — говорил казначей Металлинвестбанка Селим Агарзаев до решения ЦБ.
Проблемы для рубля создают огромные долги госкомпаний. «Роснефть», к примеру, должна была погасить в сентябре 2,51 трлн рублей, но долг вырос из-за того, что 90% его номинировано в иностранной валюте. У «Газпрома», согласно отчетности по МСФО, долг на конец первого квартала 2014 года составлял $54,8 млрд (около 90% также в валюте).
«Из-за санкций корпорации перестали продавать валютную выручку и, более того, стали запасаться валютой на рынке. В сентябре ЦБ не смог убедить рынок ни на словах, ни на деле в том, что предоставит валютное рефинансирование в нужном объеме. Это усугубило ситуацию, возник технический дефицит валюты. Когда в середине октября валютой запаслись компании, которым она действительно была нужна, так же начали поступать и остальные участники рынка, и курс пошел вверх», – комментирует старший портфельный управляющий GHP Федор Бизиков.
Главный экономист «Ренессанс капитала» Олег Кузьмин напоминает, что на декабрь 2014 года приходится очередной пик погашения внешнего долга, порядка $20 млрд. Для сравнения, за весь 2015 год России надо погасить около $70-75 млрд, говорит Кузьмин.
До ЦБ самое радикальное решение по исправлению ситуации на валютном рынке предложила группа депутатов «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым. Они внесли в Госдуму законопроект, предлагающий вернуть в России норму об обязательной продаже экспортерами валютной выручки. Если контроль будет введен, то в ожидании введения других элементов мер контроля за движением капитала его отток может составить несколько сотен миллиардов долларов в течение одного квартала, предупреждает Кузьмин: в результате курс рубля может упасть катастрофически.
Против принудительных мер и старший экономист «Открытия капитал» Дарья Исакова. «Если выделять главную причину ослабления валюты, то это недоверие участников рынка к политике регулятора и к экономическим перспективам экономики. В последние дни к недоверию компаний и банков добавилось, по-видимому, недоверие и простых граждан», — полагает она.
Пока редкие финансовые аналитики соглашаются давать прогнозы курса рубля на следующий год и даже отказываются комментировать эту тему. «Сейчас очень тяжело давать прогнозы – масштаб ослабления рубля в этом году превзошел не только самые пессимистичные прогнозы, но и вышел за пределы рисковых сценариев», — говорит Кузьмин. По его оценке, если средняя цена на нефть составит порядка $75 за баррель в следующем году, а санкции ЕС будут отменены в третьем квартале, то средний курс за год может сложиться на уровне 44 рублей за доллар. Если санкции останутся в силе, то доллар будет стоить 46 рублей.
В первом квартале 2015 года есть предпосылки для укрепления рубля, уверен Кузьмин: поступающей в страну выручки в результате экспортно-импортных операций будет больше, чем нужно для выплат по валютным долгам, и это может укрепить валюту. Орлова из Альфа-банка согласна: рубль будет укрепляться, нынешний курс экономически не обоснован.