В понедельник 1 декабря ускорилось обесценение рубля. На биржевых торгах российская валюта обвалилась к иностранным на 7%: за доллар США давали до 54 рублей, за евро — более 67 рублей. Более резкое снижение наблюдалось лишь в августе 1998 года — тогда курс рубля ежедневно снижался на 10-30%. Подобного не было в кризис 2008 года, когда курс обычно падал не более, чем на 2% в день. За год курс рубля к доллару упал более чем на 55%, что делает рубль одной из худших валют в мире по темпам девальвации. Еще сильнее национальная валюта дешевеет только на Украине — 80% с начала года.
Состояние на рынке близко к паническому. «Все смотрят на эти цифры, и у всех глаза на лоб лезут — осознать не могут», — говорит зампред правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов.
«Спусковым крючком послужило падение цен на нефть ниже $70 за баррель. До этого многие участники рынка верили в укрепление рубля и играли в короткую против доллара. Но когда курс доллара превысил психологически важную отметку в 50 рублей, сработали приказы на продажу и игрокам пришлось «резать» позиции. Ситуация была близка к панике», — говорит руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.
По его оценке, в понедельник ЦБ продал на валютном рынке всего $0,5-1 млрд, хотя ранее в такой ситуации мог тратить и больше. После этого рубль к концу дня укрепился к доллару и евро до 51,22 рублей и 63,90 рублей соответственно.
После перехода к плавающему курсу рубля ЦБ сохранил за собой право вмешиваться в торги в случае угрозы финансовой стабильности. В чем эта угроза выражается, регулятор не уточняет, но аналитики «Сбербанк CIB» считают, что ЦБ ориентируется на скорость ослабления рубля и реакцию населения.
Население потенциально самый крупный спекулянт на валютном рынке: перевод в доллары части срочных банковских вкладов общим объемом почти 15 трлн рублей может обвалить курс еще больше.
В банках говорят, что спрос на иностранную валюту со стороны населения вырос, но массового бегства в доллар до сих пор нет. Хотя слухи об отсутствии валюты в отделениях появляются ежемесячно.
Крупные вкладчики конвертировали сбережения еще весной, а небольшие сбережения граждане предпочитают держать в рублях, рассуждает Шалимов. По его словам, главными участниками игры на понижения рубля в понедельник были не банки — многие из них, напротив, ставили на укрепление рубля. Он считает, что резкий обвал могли вызвать действия казначейства крупнейших компаний, покупающих валюту в большом объеме.
Крупнейшим компаниям надо расплачиваться по внешним долгам, и они создают сильные колебания рынка.
Нивелировать его не могут даже квартальные налоговые выплаты, в обычной ситуации стимулирующие спрос на рубли. При этом банки опасаются изъятия крупных сумм с корпоративных счетов, поэтому валюту практически никто из них не продает.
Самые большие выплаты по внешнему долгу предстоят «Роснефти»: $10 млрд в декабре, говорит главный экономист «ВТБ Капитала» Владимир Колычев. По его оценке, интервенции ЦБ этой осенью насытили банковский рынок долларовой ликвидностью с учетом потребностей банков и компаний до конца года. Однако, уточняет собеседник Forbes, спрос "Роснефти" на валюту для выплаты по долгам в феврале еще не удовлетворен, при этом возможности рефинансировать долг на внешних рынках не предвидится.
Действия ЦБ, отпустившего рубль в свободное падение, вызвали неудовольствие депутатов Госдумы. По инициативе парламентариев в середине ноября Генпрокуратура начала проверять, принимает ли ЦБ достаточные меры для защиты и обеспечения устойчивости рубля. По мнению одного из инициаторов проверки, члена думской комиссии по бюджетам и налогам Евгения Федорова, переход к режиму плавающего курса рубля противоречит 75-й статье Конституции, где прописаны основные функции регулятора.
Директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что за ослабление рубля депутаты должны спросить с себя. Это они принимали бюджет, где доля нефтегазовых доходов достигла рекордного уровня 52%, замечает Николаев. По его мнению, перспективы для рубля отнюдь не радужные и сулят еще одну волну ослабления. Даже официальные лица теряют последний оптимизм — вчера первый зампред Банка России Ксения Юдаева сообщила, что не исключает длительного снижения цен на нефть до среднегодового уровня $60 за баррель, что потребует серьезных корректировок бюджета и усилит давление на рубль.