К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Овощи и интернет: как бывший зам Ковальчука стал ведущим венчурным инвестором России

Фото Артема Голощапова для Forbes
Фото Артема Голощапова для Forbes
Ульви Касимов торговал нефтепродуктами, работал в структурах «Газпрома» и Курчатовском институте, знакомился с членами кооператива «Озеро». Как он превратился в интернет-инвестора?

«Любой бизнес — это бизнес копеечек. Если ты пренебрегаешь копеечками, тебе конец», — рассуждает основатель инвестиционной компании Sferiq Ульви Касимов. Доехать до офиса из своего подмосковного загородного дома в то утро ему помешала многокилометровая пробка, парализовавшая Киевское шоссе. Бывший торговец нефтепродуктами, сотрудник структур «Газпрома» и заместитель гендиректора Курчатовского института, сегодня Касимов вкладывает деньги в венчурные и другие технологические проекты.

Самым большим успехом венчурного фонда IQ One, управляющим партнером которого является Касимов, была продажа весной 2012 года компании 1С части акций облачного сервиса для автоматизации бизнеса «Мегаплан» — по оценкам, фонд выручил за них $10–15 млн. Сейчас Касимов основное внимание уделяет проекту реорганизации интернет-гипермаркета «Ютинет», контрольный пакет которого IQ купил в 2010 году. Касимов надеется, что объединение «Ютинета» с интернет-магазинами цифровой и бытовой техники «Сотмаркет» и E96, контрольные пакеты которых были куплены в последние полтора года, позволит новой компании обогнать по выручке Ozon, одного из лидеров российской онлайн-торговли.

Общую стоимость активов Sferiq Касимов оценивает в $500 млн. Кроме стартапов фонда IQ One и интернет-магазинов к ним относятся аграрная компания «Искусство земледелия» и перспективные проекты — девелоперский Sferiq Town и проект по созданию инфраструктуры для онлайн-торговли предметами искусства. Для развития последнего Касимов полтора года борется за получение эксклюзивных прав на доменное имя .art, конкурс на которое был объявлен международной организацией ICANN.

 

Как оказался на интернет-рынке Ульви Касимов, где он заработал деньги для своих инвестиций и по какому принципу отбирает проекты?

Первый миллион

Первым бизнесом Ульви Касимова, студента кафедры плазменных энергоустановок МГТУ им. Н. Э. Баумана, был совместный с приятелями кооператив по производству металлоконструкций — в основном стальных решеток на окна и двери. Для его организации студент из Баку занял у ростовщика огромные по меркам 1989 года деньги, 30 000 рублей. Долг удалось вернуть: Касимов вспоминает, что кооператив приносил ему около 2000 рублей в месяц и первоначальная инвестиция окупилась с прибылью примерно 5000 рублей. Но первые, по его словам, «неплохие» деньги Касимов заработал совсем в другом бизнесе.

 

Учась в аспирантуре, Касимов через преподавателей познакомился с выпускниками «Бауманки», торговавшими нефтепродуктами. «Хватались тогда за все: компьютеры, автомобили, ценные бумаги, нефтепродукты», — вспоминает один из них, Александр Горлашкин, впоследствии соучредитель «Уральской нефтяной компании». В 1992 году начинающие предприниматели перепродавали бензин и керосин, который закупали на Сургутской товарно-сырьевой бирже. В том же Сургуте узнали о возможности купить небольшое месторождение нефти в Пермской области.

Касимов вызвался решить одну из ключевых для новых знакомых проблем — купить недорогое оборудование для нефтедобычи. Для этого в 1994 году поехал в родной Баку и вернулся с контрактами на закупку оборудования местных заводов.

Помогли вчерашнему студенту связи отца, Муталима Касимова, нефтяника с 30-летним стажем и одного из руководителей азербайджанской нефтегазовой компании ГНКАР.

 

Станки-качалки и «нефтевозы» из Азербайджана пользовались в России спросом, поэтому Касимов наладил регулярные поставки, зарабатывая на наценке. «Так я накопил свой первый миллион [долларов]», — вспоминает предприниматель. В это же время по приглашению Горлашкина он возглавил московское представительство «Уральской нефтяной компании».

Касимов-старший в конце 1990-х перебрался в Москву, где возглавил одну из «внучек» «Газпрома» — компанию «Сервисгазавтоматика», выполнявшую работы по обслуживанию и ремонту оборудования. В 2010 году эта компания оказалась замешана в громком скандале вокруг дела о мошенничестве при поставках оборудования «Газпрому», но Касимовых эта история не коснулась. Согласно уголовному делу, у заказчика было похищено 60 млн рублей путем якобы необоснованного привлечения посредников структурами «Газавтоматики» и ее дочерними компаниями «Сервисгазавтоматика» и «Инвестгазавтоматика». Однако фигурантов так и не нашли.

А в 2001 году Муталим Касимов назначил сына своим заместителем: предпосылкой к этому стала тяжелая болезнь главы семьи, вспоминает Ульви. Торговлю оборудованием Касимов-младший забросил: заниматься всем одновременно было трудно. Его отец вскоре отошел от дел, но успел помочь сыну обрасти полезными связями. В 2003 году новую работу Ульви предложил Сергей Фурсенко, тогда гендиректор «Лентрансгаза», который, в свою очередь, был одним из основных заказчиков «Сервисгазавтоматики». Касимов перебрался в Санкт-Петербург, где занял должность заместителя Фурсенко, отвечая за логистику и IT-направление этой крупнейшей газотранспортной компании Северо-Запада.

Это было знаковое приглашение. Фурсенко — один из соучредителей легендарного дачного кооператива «Озеро», созданного в 1996 году. Вместе с ним в число учредителей входил Владимир Путин, а также многие представители близкого окружения российского президента. Соучредителями «Озера» являются президент РЖД Владимир Якунин, президент «Техснабэкспорта» Владимир Смирнов, экс-министр образования, председатель попечительского совета Российского научного фонда Андрей Фурсенко (брат Сергея), а также совладелец банка «Россия» и владелец «Национальной медиа группы», которая управляет основными телеканалами страны, Юрий Ковальчук. В правящую элиту входят и члены их семей. Например, Михаил Ковальчук возглавил Курчатовский институт, а также пытается реформировать Российскую академию наук.

 

Близкое окружение Касимова — бывшие коллеги по «Лентрансгазу» Георгий Фокин и Михаил Левченков. Ранее Фокин заведовал лабораторией «Центра перспективных технологий и разработок», президентом которого в 1991 году стал Юрий Ковальчук, а позже Фокин устроился к нему в банк «Россия». В 2008 году Фокин сменил Сергея Фурсенко на посту гендиректора «Лентрансгаза» (переименованного в «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»), а Левченков сейчас возглавляет компанию «Газпром инвест» (бывший «Газпром инвест Запад»). Начиная с 2004 года Фокин, Левченков и Касимов в разное время учредили несколько фирм, занимавшихся недвижимостью: дачное некоммерческое партнерство «Ромашки-Понтонное», «Севен-Агро», «Силверсити», сейчас все они ликвидированы.

«Белый шум»

Касимов говорит, что еще со студенческой скамьи интересовался научными и технологическими достижениями, поэтому в первый же год работы в «Лентрансгазе» решил начать совершенно отдельный от основного занятия проект. На собственные деньги Касимов организовал конференцию под названием «Белый шум», на которую пригласил ученых, занимающихся технологиями в самых разных областях.

«Ульви интересовался всеми проявлениями интеллекта», — вспоминает один из участников конференции, математик Олег Диянков.

Он поехал на конференцию «просто ради интереса»: в его проект NeurOK Software уже инвестировал бывший нефтетрейдер Вадим Асадов, основавший в 1998 году российско-американский инкубатор технологий NeurOK. Среди участников первой конференции были такие разные люди, как политтехнолог Ефим Островский, биохимик и фармацевт Игорь Помыткин, а также будущий партнер Касимова и друг Диянкова математик Сергей Шумский, занимавшийся компьютерными нейросетями, проще говоря, проблемой создания своего рода «электронного интеллекта». Интерес Касимова к этим людям был сугубо практическим: по его словам, он хотел найти коммерчески перспективную идею и вложить в нее капитал, накопленный на продаже «нефтевозов».

 

Уроженец закрытого «атомного» наукограда Снежинска и выпускник кафедры теоретической физики МИФИ Сергей Шумский работал в Физическом институте Академии наук (ФИАН). Еще в 1993 году его проект «по обучению нейронных сетей» получил грант размером $500 000 фонда Международного научно-технического центра (МНТЦ), созданного Евросоюзом, Японией, Россией и США, для того чтобы предоставить «оружейным» ученым возможность переориентировать талант в мирное русло. Но на конференцию Шумский приехал с конкретной целью найти инвестора для создания коммерчески успешного продукта.

Шумский занимался проблемами структурирования и поиска в больших массивах информации, «аналитического датамайнинга». Любопытно, что за все время работы в этом направлении он ни разу не пересекся с основателями «Яндекса» Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, которые занимались теми же проблемами в то же время. Выслушав доклад Шумского, Касимов решил, что эта тема ему интересна. А Шумский говорит, что в Касимове его тогда привлекли две черты — «порядочность и масштаб». В 2004 году Касимов и Шумский создали компанию «Айкумен», в которой стали равными партнерами. Касимов инвестировал «свой миллион», Шумский внес вклад опытом и командой.

Основой нового продукта с тем же названием «Айкумен» стала технология поиска с индивидуальными настройками, позволяющая быстро составить «досье» на человека или компанию на основе обработки большого числа баз данных. На разработку продукта у компании ушло пять лет, а первые клиенты появились в 2011–2013 годах. По словам Касимова, этот «корпоративный поисковик» заинтересовал Роскосмос, Федеральную сетевую компанию, ВТБ, Росбанк и МВД России. Сбербанк, например, использует систему, чтобы знать, что говорят клиенты в интернете о том или ином продукте банка.

Мотивы заказчиков — как можно быстрее собрать информацию. В тендерах с «Айкуменом» участвовали «Аналитический архив», iTeco и ряд других компаний, предлагающих собственные системы обработки текстов. «Брали где ценой, где скоростью системы и сервисом», — вспоминает Шумский.

 

В последние годы у проекта появилось несколько новых инвесторов, вкладывавших деньги в обмен на доли, поэтому доля Шумского к настоящему времени размылась до 25%, а Касимов сохранил контроль. Общие инвестиции в «Айкумен», по подсчетам Касимова, составили $15 млн, но с коммерческой точки зрения проект все еще на начальной стадии: в 2013 году учредители получили выручку от продаж «Айкумена» в размере около $3 млн.

У системы «Айкумена» есть успешные конкуренты — например, продукт компании Palantir Technologies, разработанный выходцами из компании PayPal, которые пытались справиться с отслеживанием вала транзакций и их анализом. Palantir Technologies была зарегистрирована в 2004 году одновременно с «Айкуменом». Сотрудничество с ЦРУ и ФБР, для которых Palantir анализирует различные объемы данных, обеспечило компании хороший взлет: ее выручка по итогам 2011 года оценивалась в $250 млн, а объем контрактов на 2014 год — примерно в $1 млрд.

«Айкумен» сейчас адаптируют для международных рынков, а у Шумского готов «апгрейд» для системы — самообучающийся поисковик, который понимает смысл того, что индексирует, и самостоятельно учится, подстраивая алгоритм под конкретного пользователя. Таким образом, «ручные» настройки для каждого клиента уйдут в прошлое, что сделает продукт в разы дешевле и доступнее, считает Шумский.

Венчурный капиталист

Через год после создания «Айкумена», в 2005 году, Касимов получил неожиданное предложение: его пригласил на работу Михаил Ковальчук, директор Курчатовского института. Именно в этом институте в 1998 году был создан один из первых в России технопарков для развития высокотехнологичного бизнеса.

 

Ковальчук не стал комментировать Forbes это приглашение, Касимов об этом этапе своей карьеры говорить тоже не хочет. Он лишь рассказал, что познакомился с Ковальчуком 10 лет назад «в ученой среде». Знакомый Касимова говорит, что он «не так близко знает Ковальчука, чтобы, например, они ходили друг к другу в гости».

Касимов при этом уверяет, что не знаком с братом Михаила Юрием Ковальчуком.

Касимов занял пост заместителя директора Курчатовского института: Ковальчук потребовал от него подготовить план структурных изменений технопарка. За 2004 год институт отчитался о работе в технопарке более 100 предприятий с оборотом около 3 млрд рублей и обещал государству в перспективе увеличить его в семь раз. Но, вспоминает Касимов, при ближайшем рассмотрении технопарк представлял собой примерно 30 000 кв. м охраняемой территории, которая сдавалась в аренду. Касимов успел сократить 100 человек аппарата, обслуживающего несуществующий парк, на этом все перемены закончились.

Уже в 2006 году Касимов ушел из Курчатовского института, решив организовать новый технологический проект. Венчурный фонд IQ One, который занялся интернет-стартапами, был зарегистрирован в 2007 году на средства десяти пайщиков, рассказывает Касимов. В их числе он сам и два «нерезидента», уточняет он, не раскрывая имен партнеров. Но из системы СПАРК следует, что два из них — уже известные Георгий Фокин и Михаил Левченков. Согласно СПАРК, его партнеры также владеют миноритарными пакетами в «Газпроме»: у Левченкова — 0,001% (рыночная цена на 12 марта 2014 года — $808 753), у Фокина — 0,00058% акций ($459 043).

 

Известно, что Касимов в IQ One вложил как минимум свою долю в проекте «Айкумен». С момента создания фонд инвестировал в 20 стартапов, из них выжило семь. По словам Касимова, остальные списали с убытком, потеряв 30% от первоначальных инвестиций. «Где-то бизнес-модель оказалась неверна, где-то много инвестиций требовалось», — пояснил он.

Бывший СЕО Adobe в России, бизнес-ангел, а ныне партнер фонда Vestor.In Павел Черкашин считает IQ One успешным, оговариваясь, что поначалу, не зная специфики интернет-экономики, Касимов терял много денег. «Это проблема всех непрофильных инвесторов», — пояснил он. В 2007 году Черкашину предлагали сотрудничество с фондом, но так с ним и не договорились. «Большой масштаб и очень распыленный фокус, хотя некоторые проекты очень интересные», — отмечает Черкашин.

Касимов признает, что «все рождалось в муках», приходилось менять менеджеров, однако результатами он доволен. В 2012 году IQ One продал контроль в облачном сервисе «Мегаплан» компании 1С (сейчас «Мегаплан» оценивается учредителями почти в $50 млн), оставив себе блокпакет. На очереди сделка по продаже контрольного пакета разработчика компьютерных игр «Фабрика Онлайн».

В 2010 году Касимов принял решение инвестировать в электронную коммерцию. Первым активом IQ One стал контрольный пакет интернет-магазина «Ютинет», основанного предпринимателями Михаилом Уколовым, Олегом Рыбаловым и Давидом Галояном. Фонд фонд купил его за $11 млн. Это не был стартап: в 2008 году «Ютинет» занимал 10% рынка онлайн-продаж ноутбуков. Трое его основателей были хорошо знакомы с IQ One, они же запустили «Мегаплан» (первоначально это была система управления «Ютинетом»), в который фонд вошел еще в 2009 году.

 

«Касимов не классический инвестор, ему интересно участвовать в процессе», — вспоминает Уколов.

Уже через год Касимов решил вывести «Ютинет» на московскую биржу, и он стал первым публичным интернет-магазином. IPO позволило привлечь $14 млн, капитализация компании после размещения составила $139 млн. Пакет фонда в «Ютинете» уменьшился до 46,4%, но IQ One остался крупнейшим акционером. Правда, уже в 2012 году котировки «Ютинета» стали падать: инвесторы были недовольны убытками и невыполнением планов. На 12 марта 2014 года капитализация интернет-магазина составила всего $27 млн.

Единый е-коммерс

В 2012 году IQ One продолжил инвестировать в электронную коммерцию и купил два контрольных пакета — в «Сотмаркете», торговавшем в онлайне сотовыми телефонами и электроникой, и крупнейшем екатеринбургском интернет-ритейлере E96.ru. По оценкам инвестиционного менеджера фонда Fastlane Ventures Андрея Куликова, обе сделки обошлись инвестору примерно в $70 млн. 49% «Сотмаркета» остались у основателя магазина Всеволода Страха, а 49% E96 поделили его основатели Борис Лепинских и Дмитрий Пивоваров. Завершив сделки, Касимов занялся созданием единой компании. Базой объединения стал публичный «Ютинет».

По итогам 2013 года совокупная выручка компаний составила $327 млн ($144 млн — E96, $111 — «Сотмаркет», $72 млн — «Ютинет»), а выручка интернет-магазина Ozon без учета комиссии за туристические услуги за этот же период, по оценкам партнера исследовательского агентства Data Insight Федора Вирина, меньше $300 млн. Сам Ozon назвал Forbes свой валовый оборот равным $750 млн, но в эту сумму включены все транзакции, за которые в реальности магазин получает лишь комиссионные.

 

Для владельцев «Ютинета» выручка не является самоцелью, главный ориентир объединенной компании и задача 2014 года — получить первую прибыль. Объединение, впрочем, проходит нелегко.

«Предпринимательский дух уничтожен, актив готовят на продажу!» — жалуется один из сокращенных менеджеров.

«Партнерство — это почти как семья: решения не всегда нравятся, но мы пять лет работаем вместе», — философствует Уколов, которого сместили в конце прошлого года с поста гендиректора «Ютинета».

 

Главой объединяемой структуры назначен Дмитрий Досько, не имеющий интереса ни в одной из объединяемых компаний, но с опытом M&A, полученным в розничной сети миллиардера Михаила Фридмана X5 Retail Group. «Идет очень сложный процесс, который, надеюсь, к лету закончится», — уверяет Касимов.

Исходя из выручки компаний за 2013 год и при условии сохранения за IQ One контроля в единой компании, по оценкам аналитика RaiffeisenBank Наталии Колупаевой, основатели Е96 могут претендовать на 20,6% компании, Всеволод Страх — на 15,9%, а три предпринимателя из «Ютинета» — на 11,3%. В компании не комментируют условия, а Уколов лишь отметил, что будут сохранены все три бренда. Их аудитория почти не пересекается: «Ютинет» — это на 83% Москва и Санкт-Петербург, «Сотмаркет» — это 85% мелкой электроники в регионах, а E96 — уральский бренд для крупногабаритной техники, пояснил Уколов.

По подсчетам Касимова, без учета «Ютинета» IQ One управляет активами общей стоимостью $150 млн. В портфеле фонда — трехмерный футбольный онлайн-симулятор «Фабрика Футбола», видеокурсы TeachVideo (около 5000 роликов), «аудиожурнал и подкаст-терминал» PodFM, разработчик систем электронного обучения iTrain, а также выделенная в 2012 году из «Айкумена» компания IQ Buzz — упрощенный поисковик по социальным сетям, предназначенный для мониторинга информации пресс-службами компаний.

Сам Касимов оценивает общую стоимость всех активов Sferiq в $500 млн, из них объединяемые интернет-магазины — в $300 млн. Однако у аналитиков более скромные цифры: «Ютинет», «Сотмаркет» и Е96, по мнению Куликова, могут стоить $200–250 млн. А Наталья Колупаева полагает, что исходя из рыночных показателей «Ютинета» все три можно оценить в $110 млн.

 

Прицел на будущее

Одна из самых сложных задач для инвестора, утверждает Касимов, — найти креативные команды, поэтому в своем собственном проекте Sferiq он хочет их «вырастить». Для будущих предпринимателей Касимов заранее продумал все бытовые вопросы: где жить, кто соседи, где учиться детям, чем заниматься на досуге, как взять кредит.

Разработчиками проекта стали швейцарская Camenzind Evolution (проектировала офисы Google) вместе с психологами из австрийского «Бюро социальной инженерии». Креативный городок площадью 30–70 га спроектирован так, чтобы люди больше общались. У каждого дома предусмотрены «кубы для творчества», а вместо школ — «обучающие ландшафты» с интерактивными студиями и зонами для объединения по интересам. По словам креативного директора и партнера Camenzind Evolution Татьяны Руегг-Башевой, компании понравилось, что целью Касимова был не просто дизайн объектов, а переустройство среды обитания.

Касимов говорит, что проект уже привлек внимание одного из собственников земли в Гатчине (Ленинградская область), а также ведутся переговоры с владельцами земель в Домодедово. Девелоперским компаниям предлагается франшиза под брендом Sferiq, а потом раздел выручки от продажи жилья. Бизнес-план предусматривает доходность с инвестиций 25–30%, а целевой индикатор — 60 000 рублей за 1 кв. м. Кто поедет жить за город и оценит столь необычную помощь в самореализации, мы, похоже, узнаем нескоро: ни один проект не запущен.

Еще одна сфера, на которую замахнулся Касимов, — онлайн-рынок предметов искусства. «Сейчас очень сложно их продать: каждая сделка — очередная экспертиза», — говорит Касимов. Он хочет организовать продажи искусства, собрав в одном месте сайты с историей предмета, записанной самим автором. «Покупают имя, а не холст и краски», — уверен Касимов. Таким единым местом может стать новая доменная зона .art, заявку на которую Касимов подал в международную организацию ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) в конце весны 2012 года (в мире сейчас 22 зоны: .com, .ru и др. — Forbes). На исследования, несколько томов бизнес-плана, взносы и банковские гарантии он уже потратил $1 млн.

 

Площадка, по мнению Касимова, могла бы объединить всех, кто создает, финансирует, продает, обслуживает или просто любит искусство. В случае победы на конкурсе он станет продавцом доменных имен, но основной источник заработка инвестор видит в использовании зоны для купли-продажи предметов искусства. Касимов — участник закрытого ПИФа «Атланта Арт», в собрании которого с 2010 года коллекция картин Карла Брюллова стоимостью €6,35 млн.

Рынок воспринимает идею неоднозначно. Основатель галереи Pop Off Сергей Попов связывает инициативу с попыткой урегулировать рынок, на котором «глобальная неразбериха», но предполагает, что там может скопиться много «художественного мусора». Коллекционер и основатель Art4.ru Игорь Маркин уверяет, что ему в зоне .ru вполне комфортно и ничто не заставит его из нее «выехать». А художник Валерий Чтак сказал, что готов завести такой домен, потому что «это просто прикольно». По оценкам Deloitte, сейчас у 660 000 авторов произведений искусства есть вебсайты и около 1 млн сайтов созданы в секторе для бизнеса. К 2015 году оба показателя вырастут примерно на треть, а в ближайшие годы на арт-рынок прольется дождь инвестиций. Похоже, Касимов пытается его не упустить.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+