Кризис и неудачные результаты заставляют российских управляющих массово закрывать свои фонды. Как удалось выяснить Forbes, один из закрывшихся в этом году — Regency Emerging Growth Fund (REGF). Активы фонда до кризиса прошлого года составляли $260 млн. По словам двух источников, близких к фонду, его основным инвестором был владелец Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин. В управлении фондом участвовали сотрудники российской управляющей компании «Либра Капитал», которая аффилирована с НЛМК. Председатель совета директоров «Либры Капитал» — президент НЛМК Олег Багрин. По словам знакомого Лисина, это личный финансист владельца НЛМК.
По данным источника Forbes, REGF инвестировал в инструменты развивающихся рынков, таких как Россия и Казахстан. Вдобавок «Либра Капитал» искала на рынке успешных алготрейдеров (тех, кто совершает сделки на рынке с помощью компьютерных систем — торговых роботов) и давала им средства в управление. Источник, знакомый с ситуацией в фонде, говорит, что закрытие REGF связано не с потерями, а c отсутствием объектов для инвестиций. «В случае улучшения ситуаций на фондовых рынках и восстановления устойчивого роста возможен возврат на рынок в том или ином виде. На коротком горизонте вложения в акции и облигации оцениваем сдержанно. Трудно быть оптимистичным при официальных прогнозах экономического роста», — заявляет источник, близкий к фонду. В «Либре Капитал» и НЛМК не стали комментировать ситуацию.
Руководитель Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров говорит, что причин для закрытия фондов крупных бизнесменов сейчас достаточно — процесс деофшоризации, необходимость дополнительных финансовых ресурсов, боязнь перспектив усиления санкций.
Закрытие фондов в России стало массовым явлением в последнее время. По словам управляющего партнера Еurope Finance Евгении Случак, тенденцией прошлых лет было закрытие крупных фондов в связи со значительными потерями или выводом средств якорными инвесторами.
Согласно статистике National Alternative Investment Management Association, рынок российских хедж-фондов достиг пика в 2012 году — в то время здесь публично работало 90 фондов. С этого момента количество фондов ежегодно снижалось, в 2014 году их стало меньше 80. В начале этой недели стало известно о закрытии фонда Templeton Russia and East European Fund, который вкладывал в российские акции. Также перестали существовать фонды компании Pharos Financial Group (PFG) — Pharos Russia Fund и Pharos Small Cap Fund. PFG была создана в 1997 году. Ее начальный капитал предоставили компания финансиста Джорджа Сороса — Soros Fund Management и Credit Suisse.
Но закрывались не только фонды, ориентированные на Россию. Например, перестала функционировать компания 55 North Capital, которая была основана в 2009 году и управляла из Москвы фондом, ориентированным на вложения в Ирак — IRAQ Phoenix Fund. По телефону, указанному на сайте 55 North Capital, сообщили, что его основатель Пол Коллисон уехал и фонда больше не существует.
По словам управляющего партнера RMG Partners Арсения Даббаха, закрывают или распродают активы фонды private equity. В начале года была закрыта Alfa Capital Partners, управлявшая тремя фондами общим объемом свыше $700 млн. Вдобавок сейчас распродает активы и не стала организовывать новый фонд компания Svarog Capital, инвесторами последней были миллиардеры Александр Мамут и Виктор Вексельберг.