В 2013 году в России появилось 33 000 новых миллионеров, теперь капиталом свыше $1 млн располагают 213 283 семьи. Такие данные в отчете «Мировое благосостояние в 2014 году» приводит Boston Consulting Group. По данным исследования, прошлый год для наших миллионеров в целом был успешным: частный российский капитал вырос в 2013 году на 22% до $1,9 трлн. Финансовый капитал у частных лиц в среднем в мире рос не так быстро — на 15% и достиг $152 трлн.
BCG оценивает благосостояние частных лиц в 63 странах, чей внутренний валовый продукт составляет 95% от мирового. Методика включает официальную статистику роста экономики и сбережений, данные инвестиционных, страховых и пенсионных фондов, а также оценки рынка управления благосостоянием. Из отчета следует несколько интересных выводов о том, как капиталисты в России наживают свои миллионы и куда утекают деньги.
Рекордсмены из списка Forbes
В российском рейтинге миллиардеров по версии Forbes свое состояние в 2013 году удвоили основатель ТКС Банка Олег Тиньков и совладелец группы компаний «Меркурий» Игорь Кесаев
Если ориентироваться на официальную статистику, источники роста частного капитала в России не очевидны. По данным Росстата, реально располагаемые доходы у населения в 2013 году выросли всего на 3%, а к апрелю 2014 года в годовом выражении они даже снизились. Каким образом на фоне замедления роста экономики и падения фондовых индексов в России частный капитал вырос более чем на 20%?
Эксперты отмечают, что доля теневой экономики в России традиционно высока, а объемы вывода средств за рубеж значительны. Поэтому они советуют корректировать данные о доходах через подсчет расходов, инвестиций и накоплений. Например, рынок вкладов в прошлом году вырос на 19%, а это сопоставимо с данными роста благосостояния BCG.
По данным BCG, прирост нового капитала в России обеспечили рост ВВП (+6,7%) и проценты по депозитам (+10%). Кроме того, капитал вырос благодаря переоценке акций (+15%) и облигаций (+4%). Переоценка акций включает неторгуемые бумаги предприятий в собственности, которые сложно быстро реализовать.
Свой вклад в прирост нового капитала внесло развитие окологосударственного бизнеса, связанного с освоением триллионов рублей, выделенных на мегастройки, в том числе Олимпиаду в Сочи, замечает управляющий директор Axioma Wealth Management Алексей Голубых. Однако драйвером роста, по его словам, в прошлом году были финансовые инвестиции.
«Инвесторы неплохо зарабатывали даже на консервативных облигационных портфелях — свыше 10% годовых. Еще больше возможностей у инвесторов было на рынке акций — например, индекс S&P вырос за год на 27%, бумаги Apple в течение полугода — в полтора раза, расписки «Евраза» с прошлого года подорожали в два раза», — перечисляет Голубых.
Благосостояние инвесторов-миллионеров, как правило, напрямую не зависит от состояния отдельно взятой экономики или фондовых рынков, говорит главный исполнительный директор «Уралсиб Private Bank» Ольга Дегтярева. При грамотном инвестировании, они могут защищать капитал и преумножать его вне зависимости от динамики фондовых индексов. Тем не менее, BCG в следующие пять лет прогнозирует снижение среднегодовых темпов прироста российских капиталов почти в два раза, до 13%.
По данным BCG, наиболее успешны инвесторы с размером капитала $5-100 млн — в прошлом году их благосостояние выросло на 34%.
Мультимиллионеры показывают худшую динамику — они преумножили свои состояния в среднем на 26%. «Найти на рынке инструменты для инвестиций на миллиарды долларов значительно тяжелее, чем найти инструменты для инвестиций десятка миллионов», — поясняет предправления «М2М Прайвет Банка» Олег Сафонов.
Какими бы ни были источники доходов, более половины своих капиталов российские миллионеры размещают за рубежом. Из отчета BCG следует, что $1,2 трлн или 60% капитала россияне держат в кэше и на депозитах. К ним аналитики компании причисляют и ликвидные финансовые активы, в том числе ценные бумаги.
Российскую прописку, по официальным данным, имеет только часть этих средств. По данным Росстата и ЦБ, вклады населения в банках на начало года составили $518 млрд, наличные — $122 млрд, вложения в ценные бумаги — $60 млрд, наличная валюта в долларовом эквиваленте — $23 млрд, итого — $723 млрд.
Следовательно, за рубежом россияне «припарковали» финансовые активы на $500 млрд.
Весь рынок офшорного банкинга в 2013 году BCG оценил в $8,9 трлн. Получается, что доля России в мировом благосостоянии всего 1%, а на рынке частных банковских услуг для иностранцев почти 6%. В отчете также сказано, что миллионеры из Восточной Европы, из которых россиян около 70%, разместили в финансовых институтах Швейцарии $300 млрд. Таким образом, почти половину из полутриллиона долларов оффшорных денег россияне хранят на счетах в швейцарских банках.
Кроме того, частный российский капитал на треть, или на $0,6 трлн, состоит из акций, куда BCG включает предприятия в частной собственности. Большая часть этого состояния также оформлена на различные структуры за рубежом. По оценке партнера UFG Wealth Management Дмитрия Кленова, за пределами России размещено около 60-70% крупного частного капитала, в том числе через фонды и трасты.
Объем выведенного за рубеж капитала свидетельствуют о фундаментальных проблемах с институтом частной собственности в России.
«Обладатели крупных состояний не верят в защищенность прав собственности, не доверяют российской финансовой системе и считают, что за рубежом будет надежнее», говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он не ожидает, что курс правительства на деофшоризацию экономики приведет к репатриации капиталов в Россию, так как при возврате средств налоговая нагрузка для бизнесменов и инвесторов увеличится.
«Можно ожидать частичной репатриации российского капитала. Но вряд ли это коснется крупнейших состояний, — уточняет Кленов. — Во всем мире одним из наиболее эффективных методов возвращения капитала является налоговая амнистия, тем не менее, в России этот инструмент не зарекомендовал себя как эффективный».