Банк России спустя два дня после грандиозного обвала на международных и российских рынках решил оставить ставку неизменной на уровне 6%, следует из официального сообщения на сайте регулятора.
Главное из релиза ЦБ
- В феврале-марте события развиваются с существенным отклонением от базового сценария прогноза Банка России из-за коронавируса и резкого снижения цен на нефть.
- Ослабление рубля — это временный проинфляционный фактор, из-за которого годовая инфляция может превысить целевой уровень в этом году. Но сдерживать ее будет низкий спрос из-за выраженного замедления роста мировой экономики и возросшей неопределенности. К 4-процентному таргету инфляция вернется в 2021 году. В февральском релизе ЦБ прогнозировал, что инфляция составит 3,5-4% по итогам 2020 года и в дальнейшем будет оставаться вблизи 4%.
- В связи с ухудшением перспектив глобального роста на фоне распространения коронавируса и введения ограничительных мер на трансграничные перевозки и передвижения, а также с резким ухудшением динамики мировых товарных и финансовых рынков умеренный рост российской экономики в начале года может смениться снижением экономической активности в ближайшие кварталы.
- Траектория роста российской экономики будет зависеть от масштаба последствий распространения коронавируса и принимаемых мер по борьбе с ним. Экономике окажет поддержку пакет антикризисных мер от ЦБ и правительства. Внутренний спрос поддержат социальные меры, объявленные Владимиром Путиным в январе, а также нацпроекты.
Зарубежные центробанки на фоне замедления экономического роста и распространения коронавируса пытаются поддержать экономику, смягчая денежно-кредитную политику и снижая процентные ставки. Так, в ночь на 16 марта ФРС США уже второй раз с начала месяца экстренно снизила диапазон базовой процентной ставки — до 0-0,25%, а также запустила программу количественного смягчения. Снизили ставки Банк Англии, центробанки Южной Кореи, Индонезии, Турции и ряд других стран.
Еще в начале недели аналитики, опрошенные Bloomberg, были уверены, что ЦБ оставит ставку неизменной. Такого же мнения придерживалось большинство экспертов, опрошенных Forbes. Например, директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов говорил, что в ситуации, когда и предложение, и спрос в экономике резко сократились, возможно, стоит реагировать не изменением ставки, а госрасходами и смягчением налоговой политики.
Однако за два дня до заседания совета директоров Банка России произошло резкое падение нефтяных цен. Стоимость барреля Brent 18 марта ушла ниже психологически важной отметки в $25 за баррель, что вызвало обвал на российском валютном рынке — американская валюта укрепилась более чем на 5 рублей, почти до 81 рубля за доллар. Реализовался самый негативный сценарий ЦБ из «Основных направлений денежно-кредитной политики», который предполагал снижение цен на нефть до $25 за баррель, до $20 за баррель в наиболее острой фазе кризиса. В сценарии ЦБ говорится, что при средней цене на нефть российской экспортной марки Urals в $25 в 2020 году инфляция к концу года ускорится до 6,5-8% , а ВВП сократится на 1,5-2%.
Такое развитие событий сделало исход заседания совета директоров ЦБ по ставке труднопрогнозируемым. «Одна группа [участников рынка и экспертов] полагала, что ЦБ оставит ставку неизменной, учитывая действия других регуляторов по всему миру и достаточно комфортную ситуацию с инфляцией в стране. Другая считала, что ставка будет повышена. Основной аргумент для данной позиции — значительное падение курса рубля в последние дни и общий рост волатильности на рынке. Снижение же ставки выглядело совсем маловероятным сценарием», — рассказывает главный стратег «Атона» Александр Кудрин.
Сторонники сохранения ставки неизменной указывали на то, что вызванный девальвацией рост цен будет не таким существенным. «Есть все основания полагать, что по итогам года инфляция не сильно отклонится от долгосрочного таргета регулятора (4%)», — объясняет Кудрин. Сохранение ставки дает рынку позитивный сигнал о том, что регулятор считает сложившуюся ситуацию вполне управляемой, добавлял он. При текущем уровне ослабления рубля (23% с начала года) инфляция не должна сильно превышать 4%, соглашается портфельный управляющий «Альфа-Капитала» Евгений Жорнист.
В свою очередь, повышение ставки создавало риски массового выхода иностранных инвесторов из облигаций федерального займа (ОФЗ), указывал руководитель операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка Сергей Романчук.
Пока ЦБ влияет на волатильность на рынке, используя бюджетное правило. С 10 марта, когда рубль начал резкое падение из-за обвала нефтяных цен, регулятор уже продал валюту в рамках бюджетного правила на 33,4 млрд рублей. ЦБ продает валюту, поскольку цена нефти опустилась ниже цены отсечения по бюджетному правилу ($42,4 за баррель). Кроме того, при стоимости барреля Urals ниже $25 ЦБ до 30 сентября будет продавать на рынке валюту из средств ФНБ, которые должны пойти на покупку у регулятора его доли в Сбербанке.
ЦБ не капитулировал: как рынок встретил решение регулятора сохранить ставку