Baring теряет контроль: как будет развиваться конфликт акционеров «Восточного» после победы Аветисяна в суде
Суд на стороне Аветисяна
Арбитражный суд Амурской области в конфликте акционеров банка «Восточный» — компании «Финвижн» Артема Аветисяна и инвестфонда Baring Vostok (основатель — американец Майкл Калви) — принял сторону россиянина. Суд обязал компанию Evison (структура Baring Vostok, через которую фонд владеет 51,6% «Восточного») продать 9,99% банка компании Аветисяна, исполнив таким образом кол-опцион, который был заключен при присоединении банка Аветисяна «Юниаструм» к банку «Восточный» в 2016 году.
Доля «Финвижн» в «Восточном» сейчас составляет 32,02%, еще 8% у партнеров Аветисяна по банку «Юниаструм» — Шерзода Юсупова и Юрия Данилова. Таким образом, в случае реализации опциона доля Аветисяна и его партнеров составит 50,01%, а доля Evison снизится до 41,63%.
Baring Vostok собирается оспаривать судебное решение. «Мы считаем, что данный процесс и его результат нанесли серьезный репутационный урон всей системе арбитражного правосудия в России», — говорится в заявлении фонда, поступившем в Forbes. Фонд отметил, что несмотря на то, что Evison приобщил более 6000 страниц материалов, которые «проливают свет на нарушения акционерных соглашений и опционного договора, суд не дал должной оценки всему массиву доказательств». В Baring Vostok считают, что в такой короткий срок невозможно вынести законное и обоснованное решение по комплексной и сложной сделке, регулируемой иностранным правом.
Спорный опцион
Соглашение между Evison и «Финвижн» было заключено в 2016 году и предполагало возможность выкупа 9,99% за 750 млн рублей. «Финвижн» обвиняла Evison в уклонении от исполнения опциона. Как рассказывал в конце февраля в суде Майкл Калви (его обвиняют в хищении у «Восточного» 2,5 млрд рублей), основанием отказа от опциона служил вывод активов из «Юниаструма» перед слиянием с «Восточным».
Расторжение спорного опциона рассматривается в Лондонском суде. Кроме того, Лондонский арбитражный суд еще в конце марта запретил компании «Финвижн» продолжать судебное разбирательство с Baring Vostok в России, но, несмотря на это, суд в Амурской области был продолжен — уже в начале апреля 10% акций банка «Восточный» были арестованы в качестве обеспечительной меры.
Кол-опцион между акционерами «Восточного» имеет силу, если соблюдается рамочное соглашение, которое прописывает обязанность компании Аветисяна управлять банком «Юниаструм» до его слияния с «Восточным» в соответствии с обычной практикой ведения деловых операций, говорит адвокат Майкла Калви Дмитрий Савочкин. Одно из правил — не заключать между банком и другими компаниями сделок на нерыночных условиях, сохранять и защищать активы, но это правило было нарушено, утверждает Савочкин. Если банк с дырой в капитале сливается с нормальным бизнесом, то нельзя претендовать на ту пропорцию распределения акций, на которую ты претендуешь изначально, резюмирует юрист. Baring ранее утверждал, что незадолго до слияния с «Восточным» структуры Аветисяна вывели из банка «Юниаструм» 3,6 млрд рублей. Именно действия экс-владельцев «Юниаструма», по мнению Baring, привели к необходимости докапитализировать банк после проверки ЦБ.
«Baring Vostok более года всеми силами уклонялся от исполнения своих обязательств по кол-опциону, заводя процесс в паутину лондонских и кипрских споров по юрисдикции», — заявил представитель Артема Аветисяна.
Шансы на апелляцию
Baring собирается подать апелляцию в Шестой арбитражный апелляционный суд в Хабаровске. Учитывая аргументацию Baring (о том, что суд не мог успеть изучить 6000 страниц документов, приобщенных к делу), шансы на пересмотр решения суда в апелляционной инстанции достаточно высокие, считает партнер адвокатского бюро TA Legal Consulting Марат Агабалян. Он напоминает, что по закону на подачу апелляции отводится 30 дней, окончательным решение суда считается после получения отказа в апелляции.
Если сторона будет опираться только на объем документов, то шансы получить апелляцию не очень высоки, не согласен партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров: «Суд может сказать, что из всех 6000 страниц документов ему потребовались для вынесения решения всего 10 страниц, которые суд вполне успел подробно изучить. К тому же практика показывает, что в ходе апелляции суд встает на сторону проигравшего ответчикам в соотношении 1/4».
Что от этого банку?
Проверка ЦБ в банке «Восточный» (32-е место среди российских банков по активам) в прошлом году привела к тому, что регулятор предписал банку досоздать резервы на 19,6 млрд рублей. Изначально это планировалось делать поэтапно: первый транш был начислен в 2018 году, остальное планировалось досоздать до середины 2020 года. Evison планировала в апреле 2019 года докапитализировать банк на 5 млрд рублей путем допэмиссии, однако в марте было объявлено о том, что допэмиссия переносится на три месяца. После этого регулятор потребовал досрочно досоздать резервы на 12 млрд рублей.
«Мы понимаем, что корпоративный конфликт между двумя крупнейшими акционерами продолжается и это не способствует допэмиссии, о которой мы слышим с начала прошлого года, хотя Baring Vostok неоднократно заявлял о своей готовности ее выкупить», — говорит младший вице-президент Moody's Петр Паклин. «Более того, подготовленный план действий банка по увеличению регуляторного капитала до приемлемого уровня, раскрытый в МСФО отчетности за 2018 год, больше не учитывает допэмиссию. Этот факт не улучшает финансового положения банка», — констатирует он.
Из-за доначисления резервов «Восточный» в первом квартале 2019 года показал убыток в 6 млрд рублей.
Дело Калви
Скандалы сотрясают банк «Восточный» с прошлого года. Стороны не могли договориться, за счет кого будет проведена докапитализация банка «Восточный» на 5 млрд рублей, по поводу реализации кол-опциона, а также о главе банка. В итоге дело закончилось тем, что в феврале 2019 года в отношении Майкла Калви было возбуждено уголовное дело о мошенничестве (фигурантами дела также проходят коллеги Калви по совету директоров «Восточного» и фонду Baring Vostok Филипп Дельпаль и Иван Зюзин). Заявление на Калви подал Шерзод Юсупов, по версии которого Калви и его подельники обманным путем заменили 2,5-миллиардный кредит «Первого коллекторского бюро» на балансе «Восточного» на неликвидные акции люксембургской IFTG (справедливой стоимостью 600 тысяч рублей). Калви уверен, что уголовное дело против него связано с акционерным конфликтом в «Восточном». Калви два месяца провел в СИЗО, в середине апреля меру пресечения изменили на домашний арест.
Из-за того, что Калви, Зюзин и Дельпаль под арестом, а единственный независимый директор «Восточного» Николай Варма принял решение покинуть совет директоров, посещать заседания совета могут только пять его членов из девяти (при этом четыре из них — представители бывший акционеров банка «Юниаструм»). В связи с этим Baring 13 мая подал иск в амурский арбитраж с требованием созвать внеочередное собрание акционеров и обязать банк утвердить новый список кандидатур в совет директоров.