Впервые за последнее десятилетие российские компании не смогли провести ни одного IPO за год. Более того, в 2018 году на Московской бирже прекратили торговаться акции таких крупных эмитентов, как «Дикси» и АвтоВАЗ, и в будущем есть риск, что делистинг проведут и другие важные игроки. К примеру, «Мегафон» уже прекратил торги своими депозитарными расписками в Лондоне, заявив, что сохранение публичности больше не является приоритетом для его бизнеса. Впрочем, уход гигантов с биржи — это не тренд, а, скорее, исключение. Но это обстоятельство входит в число причин, по которым на Московскую биржу не особенно торопятся новые эмитенты. Что это за причины?
Угроза санкций
В этом году ряд компаний, в том числе UC Rusal и En+, попали под американские санкции. Это дало четкий сигнал остальному рынку, что раскрытие корпоративной информации несет серьезные угрозы для бизнеса.
Перед российскими компаниями встал непростой выбор между сохранением публичности и отказом от нее. Ведь публичность, которая подразумевает раскрытие информации, облегчает применение санкций к компании и ее основным бенефициарам и топ-менеджерам, а также ставит под удар партнеров — поставщиков, заказчиков, банки.
Кроме того, введение экономических ограничений приводит к обвалу капитализации публичной компании. Так, котировки US Rusal после включения компании в черный список Минфина США обвалились более чем на 50%.
Если бумага попавшего под ограничительные меры эмитента входит в расчетную базу некоего индекса и соответствующего индексного фонда, это вредит даже тем инвесторам, которые не владеют акциями подсанкционной компании. Обвал рынка из-за нескольких подсанционных эмитентов ударяет по его имиджу и инвестиционной привлекательности.
В результате инвесторы начинают требовать повышенной премии за вход, и кандидаты на IPO вынуждены демпинговать. Прямо или косвенно из-за санкций в 2018 году выход на биржу и доразмещение бумаг отложили РНПК, «Эко-Нива», HeadHunter, IPSCO. Объем средств, которые планировали привлечь компании в результате сделок, превышает $900 млн.
Плохая история
Мелкие IPO привлекают инвесторов с небольшим чеком, причем довольно безуспешно. Большинство компаний «малой капитализации», разместившиеся в секторе инноваций и инвестиций на Московской бирже, превратились в предприятия еще меньшей капитализации или вовсе провели делистинг.
Их корпоративная культура и финансовые показатели оставляли желать лучшего, а акции нередко становились предметом манипуляций. Индекс Инноваций на Московской бирже с 2011-го по 2015 годы упал в 5 раз. Котировки компании «Обувь России» после IPO упали почти втрое. Такие истории отпугивают участников рынка.
Те, кто может найти долгосрочных якорных инвесторов, предпочитают частное размещение (Private Placement). Среди крупных сделок PP можно выделить покупки холдингом Mail.ru долей в операторах такси, а также киберспортивной компании ESforce. Объем последней сделки составил $100 млн.
Частное размещение обычно приносит более высокую доходность, тогда как на IPO в России институциональные инвесторы, к правило, «выходят» из капитала компании, то есть, продают акции.
Мало кандидатов
Крупные компании и их андеррайтеры понимают, что не смогут привлечь много денег в России. Институциональные инвесторы, готовые вкладываться в хорошие идеи, предпочитают, чтобы акции размещались на доступных и знакомых им площадках и были номинированы в стабильной валюте.
Так что если крупные игроки и рассматривают листинг в России, то обычно в формате параллельного размещения.
К слову, этих самых крупных игроков в стране осталось совсем немного. Кто хотел, уже давно разместился на бирже, а кто хочет, тот пока оценивает риски — санкционные и инфраструктурные.
Из оставшихся интересных кандидатов на IPO — компания «Сибур». Официально она еще не объявила о размещении акций, но, возможно, в 2019 году это станет главной новостью на фондовом рынке. Возможно, в случае успеха эта сделка даст старт новым IPO в России.
Мода на IPO проходит
Чтобы понять, как инвесторы по-всему миру относятся к IPO, достаточно посмотреть на график акций биржевого фонда (ETF) с красноречивым тиккером IPO, который на 82% состоит из бумаг американских компаний, только что выведенных на публичный рынок.
С 2014-го по 2016 годы фонд вырос на 20%, затем упал на 25%, а к середине 2018-го вырос почти вдвое. Но котировки его бумаг снижаются четвертый месяц подряд, и в результате фонд потерял 30% своей капитализации от максимума, откатившись на уровень начала 2017 года.
Схлопывание «пузыря» криптовалют заметно ударило по котировкам сектора технологий, где было сосредоточено большое количество IPO, и это вызывает снижение аппетита у инвесторов, ориентированных на публичные первичные размещения.
Что может стать драйвером
С учетом всех этих факторов, бума IPO на российском рынке, скорее всего, не предвидится. Интерес инвесторов к новым компаниям слабый. В США он подпитывается реальными результатами — ростом бизнеса эмитентов, которые привлекают деньги инвесторов. За обман инвесторов юристы старательно преследуют контролирующих акционеров и топ-менеджеров.
В России же «слились» большинство компаний, вышедших на IPO, и это не повлекло никаких последствий. Пока бизнес не начнет улучшать корпоративную культуру и управление, интерес к IPO будет эпизодический. Подтолкнуть к этому может только кризис в сфере частного размещения. Если привлечь $100 млн в стартап по доставке еды станет проблематично, компании будут стремиться сделать это на открытом рынке.
Другим драйвером может стать успешное проведение крупной сделки. IPO «Сибура», если оно и состоится, обещает собрать большой объем заявок. Конечно, одной такой сделки недостаточно, чтобы породить поток размещений, но если фондовый рынок прекратит падение и инвесторы успокоятся, то удастся хотя бы «размочить» сухой счет публичных размещений российских компаний, который держится четыре квартала подряд.