Одной из приоритетных задач правительства на ближайшие шесть лет, согласно «майскому указу» президента, является развитие инфраструктуры. Однако строительные компании могут не справиться с этой задачей, следует из аналитического обзора InfraONE Research «Инвестиции в инфраструктуру. Строительство», поступившем в редакцию Forbes.
Согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, который был утвержден правительством 30 сентября, на эти цели будут направлены 6,3 трлн рублей. Однако по подсчетам аналитиков InfraONE Research, строительные компании, которые специализируются на инфраструктуре, способны «переварить» не более 2,8 трлн рублей. Заказы еще на 2 трлн рублей смогут взять на себя подрядчики из смежных секторов нефтегазовой инфраструктуры и недвижимости.
А вот с остальными средствами возникнут проблемы. «Лишние» деньги, вероятно, тоже будут потрачены, но подобные расходы «несут повышенные риски, так как контракты и проекты могут попасть в руки неквалифицированных игроков», говорится в обзоре. В результате объекты могут превратиться в долгострои, а часть средств зависнет на депозитах или будет выведена, опасаются аналитики. При этом иностранные игроки смогут взять на себя лишь небольшую часть работы.
Без вариантов
Комплексный план до 2024 года пока остается на бумаге и по факту может быть скорректирован. В проекте бюджета на 2019–2021 годы к расходам на инфраструктуру добавили лишь 1 трлн рублей. В этой связи эксперты InfraONE Research рассчитали три сценария роста расходов государства на развитие инфраструктуры и оценили максимально возможную загрузку строительных компаний.
Выяснилось, что при любом сценарии — консервативном, умеренном и оптимистичном — строительные компании инфраструктурного сектора «не справятся с объемами, которые государство обещает «вывалить» на рынок».
По расчетам InfraONE Research, если государство вложит в инфраструктуру дополнительные 3,2 трлн рублей за шесть лет, то в этом случае отставание по выполнению работ составит от 4 до 16%, но даже тогда они не смогут своевременно освоить выделенные средства.
Если объем инвестиций вырастет на 6,4 трлн рублей, то отставание подрядчиков по объему выполненных работ составит от 9 до 20% в год. По оценкам InfraONE Research, в итоге это обойдется бюджету в дополнительные 5 трлн рублей за шесть лет.
Если же государство выделит на развитие инфраструктуры колоссальную сумму в 9 трлн рублей, то строительные компании не смогут освоить даже трети этих средств. В таком случае отставание строительных компаний от плана составит 16-20% в год, что обойдется бюджету в 6,5 трлн рублей дополнительных вложений за шесть лет.
Тяжелая стройка
В конце ноября рабочая группа Госсовета признала невыполнимым национальный проект «Жилье» в рамках запланированного на него финансирования. Прямой оценки инфраструктурной программы до 2024 года рабочая группа не дала.
Вероятность сорвать планы правительства высока, считает общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в строительстве Дмитрий Котровский. «Мы сегодня не видим конкретных проектов на генпланах и на земельных участках. Нужно время на подготовительные работы, а это занимает 1,5-2 года или даже больше. То есть реализовать их к 2024 году и сдать объекты в эксплуатацию сложно с такими сроками», — поясняет он. При этом чем быстрее компании будут пытаться построить объекты, тем дороже это обойдется, добавляет Котровский.
Управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский, впрочем, считает, что строительный сектор находится не в лучшей форме и работает не на полную мощность, но, если выделить ему финансирование — отрасль справится.
«Если такой бюджет отдадут частному сектору, региональным застройщикам, то частный сектор, конечно, справится. Я не вижу в этом никакой проблемы. Частный сектор, даже если ему не хватает мощностей, быстро их наращивает, был бы бюджет. У них большой потенциал к росту», — заключил Колочинский.