Инвестиции в кризис: как заработать во время паники на финансовых рынках
С недавних пор в СМИ и блогосфере вновь заговорили о кризисе, а значит, пришло время ответить на вопросы: как определить начало беды и защитить свои средства в случае финансового апокалипсиса.
Начнем с первого. Надежных методов прогнозирования падения фондовых рынков и экономики до сих пор не существует. Можно лишь опереться на некоторые исторические закономерности. К примеру, рецессия в экономике США за последнее столетие наблюдалась в среднем каждые 10 лет. Но за этой статистикой нет никаких научных теорий, которые подтвердили бы, что рецессия обязательно должна следовать за периодом роста с какой-то определенной частотой. К тому же рецессия необязательно сопровождается сильным падением фондового рынка и не всегда начинается с шока, хотя очень часто эти явления идут бок о бок.
Мы считаем, что шансы на рецессию в американской экономике сейчас невелики. Напротив, она находится на подъеме: темпы роста ВВП за два года увеличились с 1,3% до 3% в год, а политика ФРС и решительные действия Белого дома оживляют деловую активность. Охлаждение экономики, скорее всего, будет медленным. Темпы кредитования начнут сокращаться по мере увеличения ставок. Накопленный долг будет постепенно обесцениваться за счет инфляции.
А вот большая коррекция рынка, который пару месяцев назад обновил исторический максимум, может начаться гораздо раньше. Поводов для паники может быть много, но для нас гораздо важнее, что делать в случае, если она уже началась.
Избавьтесь от «плеча»
Первым делом необходимо сократить все позиции, открытые на заемные средства, не дожидаясь, когда они будут принудительно закрыты. Долговременное удержание позиций с «плечом» гарантированно разоряет инвестора, а большое «плечо» делает это быстрее.
Промедление в большинстве случаев только усугубляет ситуацию: снижение рынка вызывает маржин-коллы, отчего падение усиливается. Резкие обвалы заставляют брокеров поднимать требования к уровню обеспечения, что, в свою очередь, вызывает новые маржин-коллы, еще больше ускоряет и углубляет падение. И так далее, пока не будет сокращено большое число маржинальных позиций. Это одна из причин, почему рынок чаще всего падает намного быстрее, чем растет.
Продавайте акции, торгующиеся с коэффициентом Beta больше единицы, то есть бумаги, динамика которых опережает рынок. Не бойтесь даже открывать в них короткие позиции: это шанс заработать на панике, который выпадает не так уж и часто.
А главное, не открывайте длинных позиций, особенно с «плечом», если считаете акции дешевыми. Так может казаться только вам. Другое значение слова «дешевый» — «никому не нужный». Любимая поговорка опытных трейдеров: «Купите дно и получите второе в подарок». Паника — это всегда серия сильных движений вниз. Обязательно помните об этом!
Выберите защитный актив
В кризис облигации надежнее акций. Их держатели консервативны, к фондам не поступают требования о погашении, бумаги эти, как правило, немаржинальные. Правда, облигации тоже будут падать. Если биржевая паника начнет перекидываться на реальный сектор экономики — участятся дефолты облигационных выпусков, а инвесторы начнут перекладываться в госбумаги. Ликвидность рынка ухудшится.
Но если вы не успели продать облигации, есть запасной вариант — оферта или погашение. Остается только захеджировать инфляционные риски, что можно сделать при помощи облигаций с плавающей ставкой, привязанной к динамике инфляции. Лучшее решение, на мой взгляд, — сокращать позиции в бумагах с фиксированным купоном в пользу увеличения вложений в «инфляционные» облигации. Это можно сделать заранее, при первых признаках коррекции.
Вкладывать в драгметаллы либо в по-прежнему модные криптоактивы на долгий срок все-таки не стоит. Золото может спекулятивно вырасти в случае паники на фондовых рынках, его роль также усилится в случае обострения торговых войн. В нем можно «пересидеть» несколько тревожных месяцев. Но большого инвестиционного потенциала у металлов нет.
Само по себе золото не приносит доходов, в отличие от облигаций. Как только институциональные инвесторы увидят улучшение ситуации на долговом рынке, они начнут переводить средства из драгоценного металла в облигации. Кроме того, золото, как и любой актив, торгуемый в валюте, имеет риск-шанс: при обесценении рубля может образоваться прибыль, с которой придется уплатить налог, даже если цена на драгметалл в долларах упала.
Валюта зарубежной страны, экономика которой крупнее российской, не закредитована сверх меры и не сильно зависит от экспорта сырья, в любом случае надежнее рубля. В этом смысле и доллары, и евро, и фунты, и иены, и швейцарские франки (хотя ВВП Швейцарии в два раза меньше российского) более привлекательны для инвестиций во время финансовой паники, чем российская валюта.
Так что хранить сбережения лучше в долларах и евро. Но есть нюанс: если ЦБ и Минфин пойдут на резкое повышение ставок, которые обгонят инфляцию, то рублевые гособлигации станут выгодным вложением. Впрочем, включение печатного станка может лишь усугубить проблемы в экономике, если цена на нефть не будет расти долгое время. На два-три года резервов хватит, а затем резко повышается вероятность девальвации рубля. Такое уже происходило, и не раз. Об этом также следует помнить.
Осторожнее с недвижимостью
Инвестиции в недвижимость в условиях кризиса — это отдельная большая тема. На этом рынке дела обстоят примерно как с акциями: есть надежные, и есть «остальные». В США были периоды рецессии, которые сопровождались ростом цен на жилье. Но в 2008-2009 годах одной из причин кризиса стало схлопывание пузыря ипотечных кредитов низкого качества. Тогда цены на дома снизились в среднем на 27%, причем падение цен на недвижимость началось по всему миру.
Индекс цен на жилье в Москве в долларах за 11 лет упал более чем вдвое. С учетом прогнозируемого обесценения рубля вложения в ипотеку, возможно, имеют смысл, если инвестор получает доход в долларах. При ставке в 9,5%, которую еще надо поискать, за 20 лет придется переплатить 123% от первоначальной суммы, но есть серьезные шансы на то, что за этот период рубль успеет обесцениться в два с лишним раза.
Покупать исключительно дешевое жилье, пожалуй, не стоит. На цены влияет множество факторов, и навес предложения или банкротство заемщиков — это лишь часть из них. Стоимость жилья во многом зависит от местоположения. Дешевые объекты привлекают в район менее обеспеченных граждан, и, как правило, со временем такой район превращается в трущобы. В бедных кварталах цены растут очень медленно, а чаще продолжают падать. Причем этот застой может растянуться на десятилетия.
Подводя итоги, нужно отметить, что к финансовой панике можно подготовиться заранее и встретить ее, уже располагая четким планом действий. Если вы не имеете незастрахованного валютного и процентного риска, расставили приказы типа stop loss, первым делом закрыли длинные маржинальные позиции, готовы «шортить» акции с высокой Beta, не покупаете низколиквидные облигации третьего эшелона, не вкладываетесь в строительство «элитного» коттеджного поселка в 100 км от Москвы и инвестируете в валютные инструменты, приносящие доход, то кризис станет для вас шансом неплохо заработать. Или, в худшем случае, понести небольшие потери.
Действуя быстро и по заранее подготовленному плану, не поддавайтесь общей панике. Неконтролируемые эмоции — самая частая причина потери денег. «Бойтесь, когда другие жадничают, и жадничайте, когда другие боятся», — советует Уоррен Баффет, американский мультимиллиардер, переживший не один кризис. Возглавляемая им компания Berkshire Hathaway стабильно генерирует прибыль, следуя вышеуказанному принципу. За последние 50 лет чистые активы компании росли со среднегодовым темпом в 19%— вдвое быстрее, чем динамика индекса S&P 500.