Октябрь этого года стал худшим месяцем для глобального рынка акций за семь лет: падение капитализации мировых фондовых индексов превысило $5 трлн. Экономические циклы неумолимы, и после десяти лет энергичного роста инвесторы готовятся к встрече с новым финансовым штормом.
Кризис 2008 года был благополучно преодолен благодаря действиям центробанков, которые опустили процентные ставки до нуля и вкачали триллионы долларов в финансовые рынки. Однако здоровье крупнейших экономик остается хрупким, что осложняется высоким уровнем долговой нагрузки, скромными темпами роста производительности труда и демографией. Процентные ставки не успели вырасти до прежних высоких уровней, а значит, следующий финансовый пожар центробанкам и правительствам придется тушить «огнем» — под тем или иным соусом печатая деньги. И инвесторы снова будут искать защиту в антиинфляционных активах.
Традиционным защитным активом является золото. В 2008-2011 годы стоимость драгоценного металла выросла с $746 до $1892 за унцию, но в 2013 году — после того как страх отступил — она застряла в диапазоне $1200-1300 за унцию.
Потолок цены на золото обусловлен громадным объемом драгметалла в хранилищах центробанков и на руках у населения. Как только золото достигает очередного ценового рекорда, на рынке появляется множество продавцов. После каждого взлета в цене во время кризиса котировки золота отступают, и диапазон отступления составляет от десятков до нескольких сотен процентов. Неудачный выбор момента инвестиций может принести покупателям драгоценного металла, ищущим защиту от инфляции, крупные убытки.
Тихая гавань
Интересной альтернативой золоту могут стать инвестиции в бриллианты. Драгоценные камни пока остаются скорее эмоциональной покупкой, чем объектом для инвестиций. Однако уже в ближайшем будущем технологические и финансовые инновации сделают бриллианты полноценным инвестиционным активом.
Бриллианты обладают особой магией. Трудно представить себе что-то, несущее в себе большую ценность на единицу объема и веса. Кристалл размером с ноготок стоит как новый «Роллс-Ройс». Бриллианты уникально тверды не только физически, но и финансово. Стоимость эталонного камня (1 карат, высший уровень огранки, чистоты и цвета) выросла с 1960 года с $2700 до $21 000 за карат.
Сто долларов, вложенных в такой бриллиант в 1960 году, сегодня обернулись бы $774, тогда как покупательная способность самой этой банкноты с тех пор упала на 88%. Бриллианты показали динамику, превосходящую показатели доллара США в 66 раз: в то время, как американская валюта теряла в среднем по 3,7% в год, бриллианты дорожали на те же 3,7% на протяжении почти 60 лет.
Бриллианты драгоценны, вожделенны и стабильно растут в цене. Почему же тогда камни так и не приобрели популярность у инвесторов? Не из-за того ведь, что «бриллианты — лучшие друзья девушек», в то время как управляющие инвестициями — в основном мужчины?
Вложение для избранных
«Лучше бриллиант с изъяном, чем камешек без них», — говорил Конфуций. Действительно, каждый бриллиант имеет свои уникальные черты — оттенок цвета, микроскопические вкрапления и так далее.
В ювелирных бриллиантах такие особенности нельзя рассмотреть невооруженным глазом, а лучшие из камней выдерживают испытание микроскопом. Но именно тот факт, что каждый бриллиант уникален, и предопределил место драгоценных камней на женских пальцах и в ушах, а не в инвестиционных портфелях.
Бриллианты не являются легко взаимозаменяемыми, их непросто оценить и продать. Крупные экземпляры стоимостью в миллионы долларов живут по законам эксклюзивных предметов искусства и продаются на аукционах Christie’s и Sotheby’s.
Традиции также играют важную роль. Золото было синонимом денег на протяжении столетий — суверены предпочитали собирать налоги в золотых монетах, и тем, кто платил налоги, приходилось подстраиваться. Центробанки продолжают закупать золото для национальных резервов и по сей день, что автоматически делает его привлекательным активом для частных инвесторов. Бриллианты, наоборот, до недавнего времени оставались прерогативой королевских особ, недоступной для широких слоев населения.
Наконец, бриллианты значительно более редки, чем золото. 95% природных алмазов (сырья для производства бриллиантов) добывается всего четырьмя компаниями. Две трети производства приходится на «Алросу» и De Beers, значение которых для бриллиантового рынка эквивалентно роли Boeing и Airbus для авиации.
Годовое производство ювелирных бриллиантов не превышает $10 млрд, это ничтожно мало относительно размера рынка финансовых активов, достигающего $100 трлн. Алмазно-бриллиантовый рынок жестко сбалансирован между добытчиками алмазов, огранщиками и ювелирами. Когда возникнет дополнительный спрос со стороны финансового рынка, «бриллиантов для невест» может не хватить.
Путь на рынок
Трудности оборота, традиции и узкий рынок ограничивали привлекательность бриллиантов в качестве объекта для инвестиций — до настоящего момента. Информационные и финансовые технологии, а также растущий дефицит добычи алмазов в ближайшем будущем превратят бриллианты в популярный инструмент для инвестиций.
Транзакционные сложности уйдут в первую очередь. Помните бумажные письма и телефонные звонки через оператора? Современные технологии уже решили транзакционные проблемы во множестве отраслей, в том числе и в бриллиантовой. Драгоценные камни хорошо чувствуют себя в интернете (более 20% продаж в США происходят онлайн), а также одними из первых проявились в блокчейне — достаточно вспомнить b2b-платформу Tracr для отслеживания происхождения бриллиантов.
Традиции на финансовом рынке меняются очень быстро. Активы котируемых золотых фондов (ETF) выросли с $1 млрд в 2005 году до $100 млрд всего за пять лет. Бриллианты идеально подходят для таких инструментов, как ETF, поскольку инвесторы получают профессионально сформированный портфель и избавлены от хлопот по индивидуальному отбору камней.
И хотя у бриллиантов отсутствует историческая роль денег, у них есть другой сильный козырь — репутация главного символа вечной любви. Кольцо с бриллиантом означает начало новой семьи и служит катализатором в важнейшей эволюционной традиции, обеспечивающей воспроизводство человечества. Около 80% невест в развитых странах получают кольцо с бриллиантом.
Китай и Индия только начинают движение по этому пути. По мере роста спроса на гигантских рынках Азии основным фактором, влияющим и на цену, и на инвестиционный спрос на бриллианты, станет дефицит предложения.
Дефицит — полезное состояние для любого защитного актива. «Покупайте землю, ее больше не производят», — советовал Марк Твен. Мировое производство алмазов подходит к истощению. По оценке Bain & Co, при сохранении органического темпа роста спроса на бриллианты (не учитывая новый инвестиционный спрос), к 2030 году разрыв между спросом и предложением превысит весь текущий годовой объем производства. Это запустит рыночный механизм регулирования дефицита: цены вырастут, а размер и качество камней в ювелирных изделиях понизится.
Одновременно с сокращением производства происходит проникновение новых технологий в бриллиантовую отрасль. Потребителю больше не предлагают купить просто красивый кристалл с сертификатом его оптико-физических качеств. Скоро каждый бриллиант будет нести в себе всю историю происхождения от добычи до продажи, в том числе точную дату рождения после миллиарда лет в недрах. Представьте маркетинговый потенциал этих данных на рынках Азии, помешанных на нумерологии.
Рост цен на все более дефицитные и технологичные бриллианты вызовет спрос на возвращение в оборот камней, находящихся в собственности у населения. Бриллианты вечны, и после несложного осмотра и сертификации могут быть заново выставлены на продажу достаточно просто. Современные онлайн-платформы и умные технологии индивидуализации, наконец, сделают процесс перепродажи бриллианта таким же простым, как и первая покупка. Это и станет поворотным моментом для рынка, когда бриллианты станут лучшими друзьями не только девушек, но и инвесторов.