На финансовых рынках действует простое правило: «Покупай на слухах, продавай на фактах». Поэтому нет ничего удивительного в том, что новость о решении США выйти из ядерной сделки с Ираном и ввести против Тегерана экономические санкции еще в мае привела к росту цен на «черное золото», а уже в октябре котировки эталонного сорта Brent штурмовали отметку $86 за баррель. Инвесторы ожидали дефицита нефти на глобальном рынке из-за рисков снижения поставок из Исламской республики в преддверии новых ограничительных мер, вступающих в силу 5 ноября.
Однако столь стремительный рост цен на энергоносители спровоцировал подорожание бензина за океаном, что явно не входило в планы администрации Трампа перед промежуточными выборами в Конгресс США. Тем не менее сентябрьские переговоры американского министра энергетики Рика Перри с коллегами из России и Саудовской Аравии, а также послабления, предоставленные Вашингтоном ряду стран, заключившим контракты на поставки нефти из Ирана, по всей видимости, не прошли даром. К настоящему моменту нефтяные котировки упали почти на 25% с октябрьских максимумов, и теперь Трамп легко может похвастаться, что смог остановить галопирующие цены на бензин.
Прошедшее в минувшее воскресенье заседание мониторингового комитета ОПЕК не смогло стабилизировать ситуацию на нефтяном рынке из-за отсутствия четкой позиции картеля по планам сокращения добычи. Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих лишь ограничился заявлением, что ОПЕК и его союзники своими действиями постараются снизить волатильность цен, подкинув вишенку на торт в виде обещания в декабре сократить экспорт «черного золота» из королевства на 500 000 баррелей в сутки. Однако такая риторика оказалась неубедительной для рынка, и биржевые спекулянты после короткой передышки усилили давление на стоимость бочки Brent.
В дальнейшем из-за неблагоприятного информационного фона, связанного с докладом ОПЕК о возможном избытке предложения сырья на глобальном рынке в 2019 году, а также с прогнозами Управления энергетической информации Минэнерго США об увеличении добычи сланцевой нефти в декабре на 113 000 баррелей в сутки, нефтяные котировки подтолкнуло к обвалу массовое закрытие игроками «длинных» позиций в связи со срабатыванием защитных стоп-приказов.
На текущем этапе рынок нефти находится во власти спекулянтов, которые за последний месяц сформировали крупные позиции на понижение нефтяных фьючерсов. Падение стоимости барреля Brent более чем на 7% во вторник, 13 ноября, может говорить о капитуляции «быков», и без того изрядно потрепанных за последнее время. Сейчас цена эталонного сорта Brent пытается закрепиться над отметкой $65 за баррель, и если ей это удастся, то в среднесрочной перспективе мы сможем увидеть плавное восстановление котировок нефти до уровней $71-72 за баррель.
Негативная конъюнктура, сложившаяся на мировых сырьевых площадках, послужила поводом для резкого ослабления курса рубля. Тем не менее стоит напомнить, что монетарные власти еще в начале этого года дали понять рынку, что сильный курс национальной валюты их не устраивает, и, запустив на полную механизмы бюджетного правила, они намеренно сдерживали динамику рубля.
В результате российская валюта начала полностью игнорировать позитивные факторы, время от времени проявляющиеся на сырьевых площадках, и активно отыгрывать негатив, связанный с удешевлением нефти. Впрочем, при стабилизации нефтяных цен до конца текущего года рублю вполне по силам вернуться в диапазон 65-66 рублей по отношению к доллару.