Автокредитование в России растет, но гражданам становится все дороже брать авто в кредит. Об этом свидетельствую данные бюро кредитных историй «Эквифакс», поступившие в редакцию Forbes.
В третьем квартале 2018 года россияне оформили свыше 181 000 автокредитов на сумму в 134 млрд рублей. По сумме привлеченных средств это на 11% больше, чем в аналогичный период прошлого года, и на 70% выше показателя на осень 2016 года. Всего же с января по сентябрь 2018 года было выдано автокредитов на сумму в 357,5 млрд рублей.
Как отмечают в компании, число выдаваемых автокредитов в России в третьем квартале снизилось, а вот длительность кредитных выплат увеличилась. Так, средний срок на оплату кредита составил в третьем квартале 49 месяцев, что на 9 месяцев дольше, чем в октябре 2017 года. Число выданных кредитов в третьем квартале уменьшилось по сравнению с предыдущим кварталом на 5,3%, а по сравнению с тем же кварталом годом ранее — на 3,7%. Таким образом, россияне стали больше платить банкам за саму возможность получить автомобиль «здесь и сейчас».
Источник: Эквифакс
Объем кредитования увеличивается в первую очередь за счет роста средней суммы автокредита, говорят эксперты. В третьем квартале этого года она составила 733 000 рублей, что на 15% больше, чем годом ранее. «Основным драйвером роста можно уверенно считать более крупные суммы, которые запрашивают заемщики на приобретение автомобиля. В первую очередь, это можно связать с реализацией отложенного спроса у населения, а также с вероятностью повышения цен на ряд дорогих и мощных автомобилей, которое общество ожидает в 2019 году», — считает генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.
Снижение количества клиентов, обращающихся за автокредитами, обусловлено двумя факторами, отмечает руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева.
Во-первых, как и в период после 2014 года, в стране начинает формироваться отложенный спрос, когда более крупные покупки откладываются домохозяйствами «в долгий ящик»», объясняет эксперт. Реальные доходы россиян с августа начали медленно снижаться, что и могло найти отражение в статистике. По данным Росстата, в августе реальные доходы граждан упали на 0,9% в годовом выражении, в сентябре — на 1,5%.
Во-вторых, из-за высокой стоимости займов клиентам может быть удобнее оформить потребительский кредит в банке, а не автокредит, и приобрести автомобиль на эти деньги. «Это также может быть причиной снижения числа договоров, так как в случае с потребительским кредитом транспортное средство не остается в залоге у банка, а у заемщика нет обязанности оформлять полис КАСКО», — поясняет Артемьева.
Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский придерживается аналогичной точки зрения. «Рост объемов автокредитования происходит, увы, не благодаря росту потребительского спроса, а из-за увеличившейся доли автовладельцев, которые готовы покупать машину по менее выгодным кредитным условиям», — говорит он.
По его словам, отечественный автопром, который пока все еще по карману среднестатистическому россиянину, уже не удовлетворяет базовых потребностей автовладельцев. «Отсюда на лицо своего рода «кассовый разрыв» между потребностями и возможностями, который в единственно возможном варианте восполняется автокредитами», — поясняет он.
По мнению Рожанковского, особенно опасным трендом является увеличение сроков выплаты кредитов. «Амортизация обычного автомобиля до 10% его остаточной стоимости обычно занимает 15-17 лет. Таким образом, автокредит, взятый на 20 лет, попадает в группу риска не только невозвратности, но и невзыскиваемости. Поэтому удлинение срока автокредитов должно особенно тревожить», — предостерегает эксперт.