К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Социальное неравенство в России достигло минимума с 2006 года

Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Эксперты НИУ ВШЭ зафиксировали в 2017 году самый низкий уровень социального неравенства в России с 2006 года. Сокращение разрыва между богатыми и бедными вызвано неоднородным темпом инфляции для разных групп товаров. Однако в этом году разница в уровне жизни может вырасти

В 2017 году был зафиксирован самый низкий уровень социального неравенства между бедными и богатыми слоями населения с 2006 года.  К такому выводу, основанному на данных Росстата, пришла заместитель директора центра «Института развития» НИУ ВШЭ Светлана Мисихина в обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» от 6 ноября, поступившем в редакцию Forbes.

Помог этому тренду разный уровень инфляции на товары, которые потребляют малообеспеченные слои населения и состоятельные граждане. С 2017 года рост цен на товары для бедных слоев населения был медленнее, чем для богатых, если сравнить динамику стоимости товаров для 10% наименее обеспеченных граждан и 10% наиболее состоятельных, указывается в обзоре. Низкая инфляция на товары для бедных групп населения способствует росту их потребления, в результате чего положение таких граждан выравнивается.

До этого чаще наблюдалась обратная тенденция — если инфляция растет, то цены для бедных ускоряются быстрее, чем для богатых, отмечает главный экономист банка «Уралсиб» Алексей Девятов. Однако в 2017 году был хороший урожай, который привел к довольно низкому росту цен на продукты, что могло вызывать в итоге наблюдаемый НИУ ВШЭ эффект, считает эксперт.

 

Между тем, за первые девять месяцев этого года показатель неравенства незначительно вырос — коэффициент Джини, характеризующий степень расслоения общества в стране, увеличился с 0,4 до 0,402, указывается в обзоре. Это было вызвано ускорением темпов роста доходов у обеспеченных слоев по сравнению с необеспеченными — 4,83% и 3,08% соответственно, отмечается в докладе. Главным драйвером для первой группы выступило увеличение оплаты труда.

Впрочем, автор обзора делает оговорку, что данные по снижению неравенства из-за разной пропорции инфляции на разные группы товаров не лишены недостатков. «Эти данные о расходах были получены Росстатом в рамках интервью, проведенных сотрудниками ведомства. Обычно в таких ответах граждане склонны занижать свои расходы», — уточняется в обзоре.

 

К тому же данные Росстата охватывают в основном малообеспеченные слои населения — работники ведомства обычно платят небольшое вознаграждение за интервью, которое состоятельным гражданам не очень интересно, говорит глава экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов.

Макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов соглашается с выводами НИУ ВШЭ — банк проводил детальное исследование того, как инфляция влияет на разные группы населения, используя в качестве весов данные как Росстата, так и маркетинговых агентств. Эти расчеты показали, что для бедных слоев населения инфляция может быть более стабильной и низкой, чем для богатых.

«У малообеспеченных граждан больше расходов приходится на продукты питания, причем в основном это относительно дешевые товары — хлеб, крупа, макароны, дешевое мясо и т.п. У богатых же еда занимает не самую большую долю трат, а выбор при покупке продуктов падает на качественные товары — мясо, рыбу, которые зачастую относятся к импортным товарам, и на них инфляция может быть существенно выше, чем на их дешевые аналоги», — поясняет Мурашов.

 

Особенность дешевых товаров в том, что ретейлерам они практически не приносят дохода, а иногда и вовсе работают в минус. В этом случае бизнес покрывает расходы повышением цен на товары более высокого качества, говорит аналитик.

В целом, причина значительной разницы в уровнях инфляции состоит в высокой доле импорта среди товаров для обеспеченных слоев населения, считает Мурашов, «Эти товары больше подвержены влиянию курса, чем товары отечественного производства», — поясняет он.

Алексей Девятов убежден, что тренд по снижению неравенства в стране вряд ли будет долгосрочным, поскольку в этом году прогнозируемый урожай не так хорош, а рост доходов обеспеченных слоев в целом выше.

Основным фактором влияния на стоимость товаров до конца 2018-го и в 2019 году станет повышение НДС, и эффект будет ощутим как на импортных товарах, так и на продуктах российского производства, говорит Мурашов из Райффайзенбанка. «Но в целом инфляция до конца первого квартала  2019 года не должна выйти за пределы 5% в годовом выражении», — заключил он.

Российские власти прилагают все еще недостаточно усилий для борьбы с социальным неравенством, заключили эксперты из международной организация по борьбе с бедностью Oxfam в своем октябрьском докладе. По их оценкам, Россия заняла 50-е место в рейтинге приверженности социального неравенства, уступив, в частности, Беларуси, Украине и Грузии.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+