В 2017 году был зафиксирован самый низкий уровень социального неравенства между бедными и богатыми слоями населения с 2006 года. К такому выводу, основанному на данных Росстата, пришла заместитель директора центра «Института развития» НИУ ВШЭ Светлана Мисихина в обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» от 6 ноября, поступившем в редакцию Forbes.
Помог этому тренду разный уровень инфляции на товары, которые потребляют малообеспеченные слои населения и состоятельные граждане. С 2017 года рост цен на товары для бедных слоев населения был медленнее, чем для богатых, если сравнить динамику стоимости товаров для 10% наименее обеспеченных граждан и 10% наиболее состоятельных, указывается в обзоре. Низкая инфляция на товары для бедных групп населения способствует росту их потребления, в результате чего положение таких граждан выравнивается.
До этого чаще наблюдалась обратная тенденция — если инфляция растет, то цены для бедных ускоряются быстрее, чем для богатых, отмечает главный экономист банка «Уралсиб» Алексей Девятов. Однако в 2017 году был хороший урожай, который привел к довольно низкому росту цен на продукты, что могло вызывать в итоге наблюдаемый НИУ ВШЭ эффект, считает эксперт.
Между тем, за первые девять месяцев этого года показатель неравенства незначительно вырос — коэффициент Джини, характеризующий степень расслоения общества в стране, увеличился с 0,4 до 0,402, указывается в обзоре. Это было вызвано ускорением темпов роста доходов у обеспеченных слоев по сравнению с необеспеченными — 4,83% и 3,08% соответственно, отмечается в докладе. Главным драйвером для первой группы выступило увеличение оплаты труда.
Впрочем, автор обзора делает оговорку, что данные по снижению неравенства из-за разной пропорции инфляции на разные группы товаров не лишены недостатков. «Эти данные о расходах были получены Росстатом в рамках интервью, проведенных сотрудниками ведомства. Обычно в таких ответах граждане склонны занижать свои расходы», — уточняется в обзоре.
К тому же данные Росстата охватывают в основном малообеспеченные слои населения — работники ведомства обычно платят небольшое вознаграждение за интервью, которое состоятельным гражданам не очень интересно, говорит глава экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов.
Макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов соглашается с выводами НИУ ВШЭ — банк проводил детальное исследование того, как инфляция влияет на разные группы населения, используя в качестве весов данные как Росстата, так и маркетинговых агентств. Эти расчеты показали, что для бедных слоев населения инфляция может быть более стабильной и низкой, чем для богатых.
«У малообеспеченных граждан больше расходов приходится на продукты питания, причем в основном это относительно дешевые товары — хлеб, крупа, макароны, дешевое мясо и т.п. У богатых же еда занимает не самую большую долю трат, а выбор при покупке продуктов падает на качественные товары — мясо, рыбу, которые зачастую относятся к импортным товарам, и на них инфляция может быть существенно выше, чем на их дешевые аналоги», — поясняет Мурашов.
Особенность дешевых товаров в том, что ретейлерам они практически не приносят дохода, а иногда и вовсе работают в минус. В этом случае бизнес покрывает расходы повышением цен на товары более высокого качества, говорит аналитик.
В целом, причина значительной разницы в уровнях инфляции состоит в высокой доле импорта среди товаров для обеспеченных слоев населения, считает Мурашов, «Эти товары больше подвержены влиянию курса, чем товары отечественного производства», — поясняет он.
Алексей Девятов убежден, что тренд по снижению неравенства в стране вряд ли будет долгосрочным, поскольку в этом году прогнозируемый урожай не так хорош, а рост доходов обеспеченных слоев в целом выше.
Основным фактором влияния на стоимость товаров до конца 2018-го и в 2019 году станет повышение НДС, и эффект будет ощутим как на импортных товарах, так и на продуктах российского производства, говорит Мурашов из Райффайзенбанка. «Но в целом инфляция до конца первого квартала 2019 года не должна выйти за пределы 5% в годовом выражении», — заключил он.
Российские власти прилагают все еще недостаточно усилий для борьбы с социальным неравенством, заключили эксперты из международной организация по борьбе с бедностью Oxfam в своем октябрьском докладе. По их оценкам, Россия заняла 50-е место в рейтинге приверженности социального неравенства, уступив, в частности, Беларуси, Украине и Грузии.