Российские компании по итогам 2018 года выплатят как минимум $128 млрд по внешним долгам — это максимальный показатель за последние три года, говорится в «Комментарии о государстве и бизнесе» от 29 октября, подготовленным НИУ ВШЭ. Такие данные получены в результате анализа статистики Банка России.
Эксперты НИУ ВШЭ предположили, что пик по платежам в 2018 году мог быть обусловлен реструктуризацией кредитов в 2013-2014 годах. При этом они обратили внимание на значительный пересмотр данных по платежам в третьем квартале, из-за чего показатель увеличился в бóльшую сторону. Так, оценка погашения долга банковского сектора выросла почти в 2 раза — с более $5 млрд до $8 млрд, а объем погашения долга компаний — с $14 млрд до $27 млрд.
Увеличение платежей по внешнему долгу в третьем квартале могло быть вызвано двумя факторами, отмечает ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов. Первый фактор — всплеск краткосрочных займов со стороны компаний, которые находятся под секторальными санкциями и не могут занимать более чем на 90 дней. Вторая причина может быть связана с тем, что часть внешнего долга, например, приходится на прямых инвесторов, график платежей по которым не известен, поясняет эксперт.
Увеличение объема платежей означает, что рынок закладывался на один уровень спроса на валюту на внутреннем рынке для погашения, а в реальности получился другой — почти на $13 млрд выше. В минувшем квартале это могло стать одной из причин давления на рубль, считает Пухов.
Участникам российского финансового рынка необходимо будет учитывать возможность увеличения платежей по внешнему долгу, которые публикует ЦБ, предупреждает он. «Мы не исключаем, что в четвертом квартале реальные выплаты могут также измениться в сторону повышения, что приведет к росту спроса на валюту. Однако если платежи до конца года окажутся в тех объемах, в которых они прописаны в графике, то сильного давления на рубль они не окажут», — говорит Пухов.
По мнению генерального директора УК «Спутник — управление капиталом» Александра Лосева, некоторые компании в третьем квартале могли погашать свои еврооблигации досрочно — котировки бумаг упали, и это создало благоприятную почву для выплаты тела долга с меньшими затратами. С другой стороны, досрочное погашение могло быть вызвано желанием компаний перевести свою долги в альтернативную доллару валюту на фоне глобального тренда по росту ставок в США, считает Лосев.
Сейчас внешний долг частного сектора составляет $409 млрд или 25% ВВП. Банки постепенно сокращают свои обязательства с середины 2014 года, у компаний картина не так однозначна в 2015-2017 годах, однако в 2018 году этот процесс стал более заметным. Но даже в условиях санкций российские банки и компании продолжают занимать на внешних рынках капитала, говорится в обзоре. Это приводит и к росту стоимости обслуживания долга.
В 2019 и в 2020 годах, согласно данным ЦБ, ожидается снижение платежей по внешнему долгу, что создаст благоприятные условия для повышения прочности платежного баланса, если эти оценки не будут пересмотрены Банком России, заключил Сергей Пухов.