Российское общество пока не готово к экономическому прорыву, необходимому для выполнения майских указов президента. К такому выводу пришли специалисты ВЦИОМ в ходе дискуссии в рамках Научного совета «В ожидании большого российского прорыва: социокультурные возможности и барьеры», который прошел 23 октября.
Экономический прорыв — это всегда высокая социальная динамика и значительные социально-политические риски, которые власти пока не учитывают, сошлись во мнении ученые. Общество может крайне негативно отнестись к необходимым реформам. «Стратегия прорыва не может игнорировать эти риски», — подчеркнул в своем выступлении доктор экономических наук, заместитель председателя Научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин.
Реальные задачи
Согласно майским указам президента, экономика России к 2024 году должна войти в пятерку крупнейших в мире, количество предпринимателей — вырасти до 25 000 человек, а темпы экономического роста — стать выше мировых.
По мнению экспертов ВЦИОМ, майские указы президента принципиально выполнимы, и для них есть ресурсы не только экономические, но и общественные. Среди таких ресурсов — «посткрымский консенсус», консолидирующий общество, высокое качество образования, которое можно направить на инновационное развитие, потенциал гражданской активности и предпринимательства.
Кроме того, Россия — одна из немногих стран, которая проводит фундаментальные исследования по целому ряду приоритетных направлений. Это может стать источником развития инноваций, заметил в своем выступлении Иосиф Дискин.
«Майские указы — это императив национального государственного развития, и вопрос не стоит в том, можем или не можем, а в том, чтобы убедить общество, что у нас нет другого выхода. Либо мы сваливаемся в третий мир, либо мы напряжемся и реализуем этот императив», — сделал делает вывод ученый.
Главный вызов майский указов — это необходимость выйти из так называемой ловушки среднего уровня развития. По словам Дискина, когда страна сталкивается с такой ситуацией, в обществе начинаются серьезные социально-экономические проблемы, которые и мешают прорыву в экономике. «Наше общество находится между Сциллой значимых социальных изменений, связанных с успехом российского прорыва, и Харибдой кризиса ожиданий из-за срыва или даже замедления с реализацией прорыва», — говорит Иосиф Дискин.
Что нужно менять
Чтобы выполнить план президента и избежать общественного неприятия, ученые призывают власти больше работать на предотвращение социально-политических кризисов. Ярким примером того, как власти не смогли подготовиться к реакции общества, стала ситуация с пенсионной реформой, которая была воспринята населением крайне негативно.
«Мы дважды наступили на одни и те же грабли — во время монетизации льгот и пенсионной реформы. Да, нигде пенсионная реформа не проходила легко. Но нигде не проходила так плохо. Россия поставила очередной рекорд», — замечает Дискин.
Властям и правда стоило быть более открытыми и активнее обсуждать ту же пенсионную реформу с населением, соглашается профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. «Иначе создается ощущение, что реформа несколько навязана», — говорит ученый.
По мнению профессора кафедры труда и социальной политики ИГСУ РАНХиГС Любови Храпылиной, главным риском для властей сейчас является «отсутствие визуализации» экономического прорыва для простых граждан.
«Можно сколько угодно обсуждать, как хорошо это будет, но пока люди не почувствуют на себе появление новых рабочих мест, роста зарплаты — ничего не будет. Действия властей будут только раздражать. А если реформы скажутся как-то отрицательно, например, произойдет сокращение рабочих мест, может появится и сильное недовольство», — соглашается ученый.
Чтобы добиться экономического прорыва и не вызвать волнений в обществе, необходим ряд изменений, считает Дискин. Во-первых, нужна перестройка всей системы государственного управления. «Прежняя ситуация, когда правительство само себя контролирует и само определяет свою эффективность, дальше не может быть терпимо», — поясняет экономист.
Во-вторых, необходимо создание новых партнерских взаимоотношений между государством и обществом. Также нужно сформировать механизмы для интеграции в общественную жизнь наиболее активных слоев населения.
По словам руководителя практики социального моделирования и прогнозирования ВЦИОМ Юлии Баскаковой, для того, чтобы идея прорыва была поддержана населением, она должна быть сформулирована в качестве некоего ценностного предложения. «Это предложение должно понятно обрисовать новый контракт между государством и обществом, включать долгосрочный план действий и отвечать ценностным запросам населения», — заключила эксперт.