К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Лекарство для страховщиков. ЦБ займется лечением страховых компаний

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В России скоро вступит в силу закон о санации страховщиков. Рынок опасается, что это усилит огосударствление финансового сектора и деформирует конкуренцию в страховой отрасли

12 апреля Госдума в третьем чтении приняла законопроект о санации страховых компаний. Скорее всего уже в ближайшее время этот документ окончательно станет законом и вступит в действие.

Страховой рынок в напряжении. Участники рынка и аналитики гадают, кто же станет первой «жертвой» нового закона. Некоторым игрокам действительно есть о чем беспокоиться — закон будет вполне рабочим, и уже скоро начнет нарабатываться практика его применения. На рынке ОСАГО плачевная ситуация, и некоторые  страховщики не выдерживают высокой убыточности этого вида страхования, подвергаясь «атакам» юристов. Проблемы есть и в менее масштабных, но социально значимых видах страхования, таких как страхование ответственности застройщиков перед дольщиками.

В чем суть нового закона? Раньше у Банка России фактически была только одна серьезная мера воздействия — приостановка лицензии, а потом ее отзыв. Только единицы страховых компаний пережили приостановку лицензии и снова вернулись к работе на страховом рынке. При этом деятельность таких компаний носила нишевый характер, а у их акционеров были активы и желание завести их в капитал компаний для спасения бизнеса. В большинстве случаев приостановка лицензии и затем ее отзыв — это путь на выход с рынка без выполнения обязательств перед клиентами.

 

Ежовые рукавицы

Что же делать в случае, если финансовое положение страховщика угрожающее, но из-за его ухода с рынка может пострадать значительное число клиентов? И отзывать нельзя, и не реагировать на проблемы компании тоже. Теперь у регулятора появилась новая «крайняя мера» — санация страховщика.

Эта мера, как сообщает регулятор, будет применяться для предупреждения банкротства страховщиков, уход которых с рынка может привести к социальной напряженности или системным проблемам в страховом секторе как на федеральном, так и на региональном уровнях. Механизм санации страховщиков в целом будет аналогичен механизму санации банков. При этом управляющая компания будет одна и для банков, и для страховых компаний, а фонды санации будут разные.

 

Говоря простыми словами, проблемная компания перейдет под управление регулятора, который даст ей недостающие средства. При этом прежние акционеры и руководство, которые довели страховщика до плачевного состояния, будут отстранены от управления им и скорее всего понесут ответственность за свои действия. Предполагается, что регулятор исправит положение компании, она снова станет финансово устойчивой и прибыльной, после чего ее нужно будет продать рыночным инвесторам. Однако только будущее покажет, удастся ли ЦБ найти покупателей.

Конфликт интересов

Как оценить нововведения и их влияние на страховой рынок? Как всегда бывает в экономике, есть две стороны медали. С одной стороны, санация позволит избежать негативных социальных последствий и удара по имиджу страхового рынка, которые бы возникли в случае отзыва лицензий у крупных игроков.

С другой стороны, процессы санации неизбежно приведут к концентрации в руках регулятора новых финансовых активов, с которыми надо будет что-то делать, как-то выводить их на прибыль и исправлять их финансовое положение. Это не только потребует значительных ресурсов, но и может привести к конфликту интересов внутри регулятора.

 

Ведь Банк России, по идее, должен одинаково относиться ко всем участникам рынка, но ему нужно будет заботиться о развитии и выходе на прибыль санируемых им страховщиков. Не появятся ли в такой ситуации какие-то особые условия и конкурентные преимущества для компаний, находящихся на санации?

Еще один вопрос, крайне волнующий участников рынка: будет ли применяться санационный механизм только к компаниям, которым уже реально никак не выжить, или же под санацию смогут попадать и отдельные участники рынка с жизнеспособным и прибыльным бизнесом, который формально нарушил какие-то регуляторные требования? Ответов на эти вопросы сейчас нет, но уже в ближайшем будущем мы их узнаем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+