В конце января 2018 года Банк России на своем сайте опубликовал проект нормативного акта, в котором предлагается пенсионным фондам разрешить инвестировать негосударственную пенсию в акции иностранных компаний. Документ, предположительно, вступит в силу в конце первого полугодия текущего года. Проект ЦБ вызвал очень неоднозначную реакцию со стороны участников рынка.
Сейчас в России есть два вида пенсионного обеспечения. Первый — обязательные пенсионные накопления (ОПС), обязательная часть, которую отчисляет за сотрудника работодатель. Второй — это негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), которое отчисляется с зарплаты работника либо компанией (по согласию сотрудника), либо непосредственно самим гражданином. Основное отличие негосударственной пенсии (НПО) в том, что работнику для ее формирования необязательно иметь трудовой стаж.
Пенсионные фонды управляют как накоплениями, так и резервами. Но если пенсионные накопления — это средства, которые инвестируются пенсионными фондами исключительно через управляющие компании (УК), то пенсионные резервы могут частично размещаться самими НПФ без участия УК. Так, сейчас НПФ самостоятельно могут размещать не более 80% резервов в банковские депозиты, до 100% — в облигации федерального займа, не более 70% — в паи паевых фондов.
Возможности и вызовы
В заголовке нового проекта ЦБ содержится фраза о возможностях самостоятельного размещения пенсионных резервов пенсионными фондами, что выводит УК с этого сектора рынка доверительного управления. Именно на эту особенность обратили внимание комментаторы, далекие от инвестиционной деятельности НПФ. Второй важной деталью, которую увидели в новации ЦБ сами пенсионные фонды, а также независимые эксперты, стала возможность самостоятельного размещения пенсионных резервов НПФ в акции иностранных компаний и иностранные паевые фонды. Тут же появилось мнение, что это было сделано для возможности участия средств российских пенсионных фондов в первичном размещении (IPO) акций Saudi Aramco. А кто-то даже стал бить тревогу, что вот и пропали пенсионные резервы НПФ.
Но, как говорится, дьявол в деталях. ЦБ жестко регламентирует покупку акций иностранных компаний — бумаги в момент приобретения должны обращаться на организованных торгах, а значит, возможность участия НПФ в иностранных IPO невозможна.
Но расширение инвестиционной декларации накладывает и некоторые ограничения на фонды. Банк России, одной рукой разрешая НПФ самостоятельное инвестирование пенсионных резервов, другой жестко навешивает новые дополнительные требования по составу и структуре активов, которые ранее НПФ, работающим только с резервами, были не ведомы. Эти ограничения очень похожи на требования, которые предъявляются к инвестированию пенсионных накоплений.
Жесткая рука ЦБ
В первую очередь ограничения касаются уровня кредитного рейтинга облигаций. Сейчас ограничения по рейтингу при инвестировании резервов предъявляются лишь к облигациям иностранных компаний.
Во-вторых, очень сильно ограничивается возможность приобретения субфедеральных и муниципальных облигаций. В текущем законодательстве, если резервы размещает УК, то на каждый из этих двух классов активов допустима доля до 80% инвестиционного портфеля. Но если за управление средствами фонд возьмется самостоятельно, то доля этих бумаг не должна превышать 40% инвестиционного портфеля.
В-третьих, при самостоятельном размещении резервов фондами существенно ограничивается доля банковских инструментов. Если при инвестировании через УК доля банковских активов может составлять 100%, то при самостоятельном размещении пенсионных резервов со стороны НПФ эта граница снижается до 40% к 1 января 2019 года с последующим снижением до 30% в течение 1,5 лет. Это ограничение будет распространяться на всю совокупность банковских инструментов — банковские акции, облигации и депозиты.
Также новый проект предполагает, что при самостоятельном размещении доля акций в портфеле пенсионных резервов НПФ должна сократиться с 70% до 40% с учетом производных инструментов на акции, сделок репо с акциями, конвертируемых облигаций, ПИФов акций, а также субординированных долговых инструментов.
Но Банк России этим не ограничился и в проект для самостоятельного размещения пенсионных резервов НПФ добавил еще и требования, которые пока не предъявляются даже для пенсионных накоплений. ЦБ ограничивает долю инструментов связанных компаний в портфеле резервов для самостоятельного размещения величиной в 15% с 1 января 2019 года с последующим снижением в течение 2,5 лет до 10%. Сейчас на долю связанных компаний может приходиться до 40% резервов.
Еще ЦБ ограничивает долю акций связанных лиц в портфеле резервов для самостоятельного инвестирования НПФ до 10% с последующим сокращением до 5% в течение 2,5 лет. В действующем же законодательстве при работе с УК допускается концентрация на акции одного эмитента до 15%.
Ни шагу без УК
Так что если у какого-то НПФ и возникнет желание обойтись без УК, то это приведет к очень серьезным изменениям в составе и структуре инвестиционного портфеля пенсионного фонда. Некоторые из этих изменений имеют жесткие привязки к определенным календарным датам. И для многих НПФ, работающим на рынке НПО, это будет основным камнем преткновения.
Мнение о том, что для самостоятельного размещения пенсионных резервов НПФ достаточно перекупить у УК трех-четырех специалистов, в корне неверно. Для крупных НПФ, размещающих средства пенсионных резервов в основном через свои кэптивные УК, давно найден некий баланс интересов с учетом затрат. А для малых НПФ подобная самостоятельность может конвертироваться в серьезные расходы, так как будет большой нагрузкой на фонд заработной платы, дополнительные информационные источники и IT-системы.
Если сейчас затраты на УК осуществляются из комиссии за успех при инвестировании, то при самостоятельном размещении эти затраты лягут на собственные средства НПФ. При величине активов фонда менее 4 млрд рублей это экономически невыгодно.
Подведем основные итоги. Выше были описаны лишь некоторые нюансы, на самом деле их существенно больше. Но даже этого достаточно для осознания, что новые возможности могут быть выгодны лишь для десятки крупнейших НПФ на рынке НПО, сконцентрировавших у себя более 90% всех средств пенсионных резервов. В то же время более чем 30 НПФ, работающих с корпоративными и негосударственными пенсиями, эта самостоятельность нецелесообразна.
Таким образом, новация Банка России в части размещения средств пенсионных резервов не несет в себе кардинальных изменений для рынка доверительного управления. Существует также мнение, что подобные действия ЦБ были направлены на противодействие лоббистским попыткам ряда НПФ получить самостоятельность: вместо новых возможностей они получили дополнительные обязательства, большинство из которых для фондов неподъемные.