К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мастер на все руки. Зачем финансист отправляет состоятельных людей на медобследование

Фото Александра Карнюхина для Forbes
Фото Александра Карнюхина для Forbes
Компания NICA MFO Кирилла Николаева обслуживает больше десятка семей, преимущественно из России и Европы. Объем активов под управлением составляет порядка $450 млн

В начале 1994 года аспиранты Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило создали веб-портал, на котором сохраняли ссылки на все сайты, возникавшие на просторах только зарождавшегося интернета. Вскоре каталог сайтов превратился в один из самых популярных онлайн-поисковиков Yahoo и в 1996 году привлек в ходе IPO $33 млн. За рождением Yahoo наблюдал школьник из Санкт-Петербурга Кирилл Николаев. В Калифорнии он гостил у отца, бывшего руководителя комитета внешних связей при Ленгорисполкоме, заканчивавшего в Стэнфорде бизнес-школу. Николаев-младший увлекался информационными технологиями, в Америке он целыми днями пропадал в компьютерной лаборатории с доступом в интернет и вообще был весьма продвинутым молодым человеком.

Знакомство с пионерами мирового интернета не прошло бесследно. Вернувшись в Россию, Кирилл Николаев в том же 1994 году по заказу «Северо-Западного телекома» создал один из первых сайтов в зоне .ru — электронную версию справочника «Весь Петербург». За работу он получил $600. Вскоре к нему начали обращаться за консультациями европейские и американские компании. «Это были онлайн-магазины или интернет-казино, — вспоминает Николаев. — Скорее всего, большинство из них прекратило существование после краха доткомов. Но тогда их открывалось большое множество и им нужна была помощь с самыми элементарными вещами: подключить онлайн-платежи, протестировать на уязвимость, помочь с маркетингом». В месяц Николаев мог зарабатывать до $10 000, деньги тратились легко и бездумно. В 1998 году он, еще не имея водительских прав, купил свою первую машину Opel Vectra и как-то в зимнюю ночь, не справившись с управлением, вылетел на ней с дороги, врезался в дерево и приземлился на крышу автомобиля.

После аварии Николаев решил изменить жизнь и заняться серьезным бизнесом. Вместе с партнером он вложил $200 000 в производство одежды под брендом Sense, но бизнес не пошел, и в 2002 году, распродав оборудование, Николаев остался с $2000. На эти деньги он нанял двух сотрудников и основал консалтинговую компанию Nikolaev e:Consulting. Вскоре он познакомился с руководством информагентства «Интегрум», владевшего одной из крупнейших баз данных текстов российских СМИ. Компания Николаева стала официальным представителем «Интегрума» в Северо-Западном регионе. В 2006 году партнерство развалилось, и Николаев начал самостоятельно предлагать корпоративным клиентам услуги по мониторингу СМИ и медиасопровождению. Среди его клиентов были ВТБ, МТС, «Силовые машины», Эрмитаж. Nikolaev e:Consulting выводила на российский рынок производителя зубных имплантов Nobel BioCare, обеспечивала медиасопровождение для международного конкурса по выбору архитектурного проекта для «Газпром-Сити» (затем трансформировался в «Лахта-центр»). На пике выручка Nikolaev e:Consulting доходила до $4–5 млн.

 

В 2011 году Николаев отошел от операционного управления в компании и продал контрольный пакет, сумму сделки и покупателей он не раскрывает. Николаеву до сих пор принадлежит 30% Nikolaev e:Consulting.

Фото Александра Карнюхина для Forbes

Весной 2013 года Николаев сменил направление бизнеса — к нему обратились Михаил Тевелев и Евгений Кадомский, основатели холдинга Food Retail Group (объединяет ряд ресторанных сетей, в том числе «Две палочки»). Партнеры искали деньги на новый амбициозный проект — ресторан Urbo в Нью-Йорке. Ресторан на 687 мест должен был занимать почти 2500 кв. м на двух этажах в здании на Таймс-сквер. Бюджет проекта составил $55 млн. Николаев помог найти инвесторов, однако ресторан так и не стал популярным, и весной 2016 года проект закрылся, не принеся основателям прибыли. А Николаев создал компанию NCapital и начал заниматься M&A-консультациями. Он не рассказывает подробностей проводимых сделок, но говорит, что за два года работы при его участии было закрыто сделок на $625 млн, в том числе в медиа и нефтегазовой отрасли.

 

В 2014 году на конференции в Женеве Николаев познакомился с бывшим управляющим Rothschild Bank Чарльзом Иоасом. Они решили создать multi-family office, который назвали NICA MFO (Multi Family Office). Первых клиентов привлек Иоас, основатели компании отдали в управление и свои сбережения. Сегодня в NICA MFO обслуживается больше десятка семей, преимущественно из России и Европы. Объем активов под управлением составляет порядка $450 млн. В компании работают восемь человек, головной офис расположен в Женеве, есть подразделения в Майами, Сингапуре и Москве.

Порог входа в NICA MFO — $10 млн. Партнеры работают только с семейными клиентами, объясняя это тем, что бизнесменам без семьи их услуги по сохранению капиталов, как правило, не нужны. Для клиентов проводят семейные советы. «Во многих семьях есть определенное напряжение, — объясняет Николаев. — Патриарх, как мы называем главу семьи, зачастую хочет вести семейный бюджет сам, многие не хотят, чтобы жена знала, сколько денег у него на самом деле есть. Потому что боятся развития событий в случае развода. Это может привести к тому, что патриарх умирает и жена узнает, что существенная часть имущества оформлена на неизвестный офшор, и у нее начинаются проблемы, с которыми она приходит к нам. Но мы уже ничего сделать не можем».

Такие ситуации партнеры пытаются устранять. Кроме того, они отправляют потенциальных клиентов на медицинское обследование. В России, например, рекомендуют сеть диагностических центров «Рэмси диагностика», где возможным клиентам NICA MFO предоставляют скидки. «Если со здоровьем есть какие-то серьезные проблемы и существует риск осложнений на ближайшую перспективу, но клиент ничего не хочет делать, чтобы улучшать свое здоровье, то мы относимся к этому с уважением, но не видим смысла сотрудничать», — говорит Николаев.

 

Иногда приходится отказывать и по другим причинам. Николаев говорит, что не стал работать с семьей экс-президента Украины Виктора Януковича: «Мы не раскрываем клиентов, но, если когда-нибудь об этом узнали бы, это могло стать черной меткой — бизнес просто потеряли бы».

За управление NICA MFO берет комиссию в размере 1% от активов. Клиентов, мечтающих о высоких доходностях, в NICA MFO скорее разочаруют: партнеры ориентируются на доходность, на 3–4% превышающую инфляцию на развитых рынках, вкладывая деньги только в наиболее ликвидные бумаги.

Помимо NICA у Николаева есть и другие проекты. Недавно он познакомился с Евгением Борисовым, экс-­директором по маркетингу Toshiba, который с 2015 года ведет проект VIMANA по производству беспилотных летающих такси. Николаев вошел в совет директоров компании и представляет ее на Ближнем Востоке, устанавливая контакты с правительствами и потенциальными инвесторами. Массовый выпуск летающих такси планируют начать в 2020 году, в качестве первого рынка рассчитывают на Дубай. «Здесь есть политическая воля, — объясняет Николаев. — В Дубае уже есть беспилотное метро, закупают несколько сотен машин «Тесла», чтобы делать беспилотное такси. Они пытаются поддерживать планку, для них важно соответствовать выражениям «самый большой в мире» или «первый в мире».

В 2018 году компания планирует привлечь $100 млн. Часть денег — через ICO. Средства должны пойти на создание навигационной системы на блокчейне, которая помогла бы избежать проблем при передвижении в небе дронов и других летательных аппаратов. Сейчас в проекте работают порядка 50 человек. По словам Николаева, от многочисленных ICO 2017 года VIMANA отличает наличие реального бизнеса и уже запатентованной технологии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+