Мастер на все руки. Зачем финансист отправляет состоятельных людей на медобследование
В начале 1994 года аспиранты Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило создали веб-портал, на котором сохраняли ссылки на все сайты, возникавшие на просторах только зарождавшегося интернета. Вскоре каталог сайтов превратился в один из самых популярных онлайн-поисковиков Yahoo и в 1996 году привлек в ходе IPO $33 млн. За рождением Yahoo наблюдал школьник из Санкт-Петербурга Кирилл Николаев. В Калифорнии он гостил у отца, бывшего руководителя комитета внешних связей при Ленгорисполкоме, заканчивавшего в Стэнфорде бизнес-школу. Николаев-младший увлекался информационными технологиями, в Америке он целыми днями пропадал в компьютерной лаборатории с доступом в интернет и вообще был весьма продвинутым молодым человеком.
Знакомство с пионерами мирового интернета не прошло бесследно. Вернувшись в Россию, Кирилл Николаев в том же 1994 году по заказу «Северо-Западного телекома» создал один из первых сайтов в зоне .ru — электронную версию справочника «Весь Петербург». За работу он получил $600. Вскоре к нему начали обращаться за консультациями европейские и американские компании. «Это были онлайн-магазины или интернет-казино, — вспоминает Николаев. — Скорее всего, большинство из них прекратило существование после краха доткомов. Но тогда их открывалось большое множество и им нужна была помощь с самыми элементарными вещами: подключить онлайн-платежи, протестировать на уязвимость, помочь с маркетингом». В месяц Николаев мог зарабатывать до $10 000, деньги тратились легко и бездумно. В 1998 году он, еще не имея водительских прав, купил свою первую машину Opel Vectra и как-то в зимнюю ночь, не справившись с управлением, вылетел на ней с дороги, врезался в дерево и приземлился на крышу автомобиля.
После аварии Николаев решил изменить жизнь и заняться серьезным бизнесом. Вместе с партнером он вложил $200 000 в производство одежды под брендом Sense, но бизнес не пошел, и в 2002 году, распродав оборудование, Николаев остался с $2000. На эти деньги он нанял двух сотрудников и основал консалтинговую компанию Nikolaev e:Consulting. Вскоре он познакомился с руководством информагентства «Интегрум», владевшего одной из крупнейших баз данных текстов российских СМИ. Компания Николаева стала официальным представителем «Интегрума» в Северо-Западном регионе. В 2006 году партнерство развалилось, и Николаев начал самостоятельно предлагать корпоративным клиентам услуги по мониторингу СМИ и медиасопровождению. Среди его клиентов были ВТБ, МТС, «Силовые машины», Эрмитаж. Nikolaev e:Consulting выводила на российский рынок производителя зубных имплантов Nobel BioCare, обеспечивала медиасопровождение для международного конкурса по выбору архитектурного проекта для «Газпром-Сити» (затем трансформировался в «Лахта-центр»). На пике выручка Nikolaev e:Consulting доходила до $4–5 млн.
В 2011 году Николаев отошел от операционного управления в компании и продал контрольный пакет, сумму сделки и покупателей он не раскрывает. Николаеву до сих пор принадлежит 30% Nikolaev e:Consulting.
Весной 2013 года Николаев сменил направление бизнеса — к нему обратились Михаил Тевелев и Евгений Кадомский, основатели холдинга Food Retail Group (объединяет ряд ресторанных сетей, в том числе «Две палочки»). Партнеры искали деньги на новый амбициозный проект — ресторан Urbo в Нью-Йорке. Ресторан на 687 мест должен был занимать почти 2500 кв. м на двух этажах в здании на Таймс-сквер. Бюджет проекта составил $55 млн. Николаев помог найти инвесторов, однако ресторан так и не стал популярным, и весной 2016 года проект закрылся, не принеся основателям прибыли. А Николаев создал компанию NCapital и начал заниматься M&A-консультациями. Он не рассказывает подробностей проводимых сделок, но говорит, что за два года работы при его участии было закрыто сделок на $625 млн, в том числе в медиа и нефтегазовой отрасли.
В 2014 году на конференции в Женеве Николаев познакомился с бывшим управляющим Rothschild Bank Чарльзом Иоасом. Они решили создать multi-family office, который назвали NICA MFO (Multi Family Office). Первых клиентов привлек Иоас, основатели компании отдали в управление и свои сбережения. Сегодня в NICA MFO обслуживается больше десятка семей, преимущественно из России и Европы. Объем активов под управлением составляет порядка $450 млн. В компании работают восемь человек, головной офис расположен в Женеве, есть подразделения в Майами, Сингапуре и Москве.
Порог входа в NICA MFO — $10 млн. Партнеры работают только с семейными клиентами, объясняя это тем, что бизнесменам без семьи их услуги по сохранению капиталов, как правило, не нужны. Для клиентов проводят семейные советы. «Во многих семьях есть определенное напряжение, — объясняет Николаев. — Патриарх, как мы называем главу семьи, зачастую хочет вести семейный бюджет сам, многие не хотят, чтобы жена знала, сколько денег у него на самом деле есть. Потому что боятся развития событий в случае развода. Это может привести к тому, что патриарх умирает и жена узнает, что существенная часть имущества оформлена на неизвестный офшор, и у нее начинаются проблемы, с которыми она приходит к нам. Но мы уже ничего сделать не можем».
Такие ситуации партнеры пытаются устранять. Кроме того, они отправляют потенциальных клиентов на медицинское обследование. В России, например, рекомендуют сеть диагностических центров «Рэмси диагностика», где возможным клиентам NICA MFO предоставляют скидки. «Если со здоровьем есть какие-то серьезные проблемы и существует риск осложнений на ближайшую перспективу, но клиент ничего не хочет делать, чтобы улучшать свое здоровье, то мы относимся к этому с уважением, но не видим смысла сотрудничать», — говорит Николаев.
Иногда приходится отказывать и по другим причинам. Николаев говорит, что не стал работать с семьей экс-президента Украины Виктора Януковича: «Мы не раскрываем клиентов, но, если когда-нибудь об этом узнали бы, это могло стать черной меткой — бизнес просто потеряли бы».
За управление NICA MFO берет комиссию в размере 1% от активов. Клиентов, мечтающих о высоких доходностях, в NICA MFO скорее разочаруют: партнеры ориентируются на доходность, на 3–4% превышающую инфляцию на развитых рынках, вкладывая деньги только в наиболее ликвидные бумаги.
Помимо NICA у Николаева есть и другие проекты. Недавно он познакомился с Евгением Борисовым, экс-директором по маркетингу Toshiba, который с 2015 года ведет проект VIMANA по производству беспилотных летающих такси. Николаев вошел в совет директоров компании и представляет ее на Ближнем Востоке, устанавливая контакты с правительствами и потенциальными инвесторами. Массовый выпуск летающих такси планируют начать в 2020 году, в качестве первого рынка рассчитывают на Дубай. «Здесь есть политическая воля, — объясняет Николаев. — В Дубае уже есть беспилотное метро, закупают несколько сотен машин «Тесла», чтобы делать беспилотное такси. Они пытаются поддерживать планку, для них важно соответствовать выражениям «самый большой в мире» или «первый в мире».
В 2018 году компания планирует привлечь $100 млн. Часть денег — через ICO. Средства должны пойти на создание навигационной системы на блокчейне, которая помогла бы избежать проблем при передвижении в небе дронов и других летательных аппаратов. Сейчас в проекте работают порядка 50 человек. По словам Николаева, от многочисленных ICO 2017 года VIMANA отличает наличие реального бизнеса и уже запатентованной технологии.