С прошлой пятницы, 20 октября, акции ретейлера «Магнит» потеряли в цене более 16%, опустившись с 9500 рублей до 7900 рублей. Падение котировок розничного гиганта стало следствием его слабых финансовых результатов за третий квартал 2017 года. Рынок был шокирован падением чистой прибыли компании за отчетный период на 53,3% к уровню годичной давности.
Ожидания аналитиков были куда более оптимистичными. По данным Bloomberg, участники рынка рассчитывали, что показатели EBITDA и чистой прибыли у «Магнита» будут по меньшей мере на 25% больше. Усугубил ситуацию тот факт, что розничная сеть снизила прогноз роста выручки на 2017 год до 8-10% с прежних 9-11%.
Поскольку обвал котировок «Магнита» был вызван фундаментальными причинами, в текущих условиях не стоит ожидать быстрого восстановления цен на его акции. Однако и резко негативного прогноза розничная сеть пока не заслуживает: прежде стоит понаблюдать за динамикой развития компании в следующем квартале и оценить действия менеджмента на фоне падения прибыли.
Следует помнить, что весь российский ретейл продолжает переживать последствия продовольственного эмбарго, девальвации рубля и сокращения среднего чека в стране. Наличие проблем и падение прибылей отмечались в этом году и у других крупных ретейлеров. Но на операционные показатели «Магнита» повлияла не только неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, но и особенности его стратегии развития.
Речь идет, прежде всего, о географическом положении магазинов «Магнит»: большая часть точек работает в небольших городах, где реальные доходы населения упали гораздо сильнее, а покупательная способность сократилась еще больше, чем в областных центрах и столице. Свою лепту внес и запуск программы редизайна магазинов, которая, по словам менеджмента, привела к закрытию многих торговых точек в третьем квартале 2017 года. Также на бизнес «Магнита» повлияли затраты на строительство завода по выращиванию шампиньонов и поддержку ряда социальных проектов.
Чтобы понять, каковы ближайшие перспективы «Магнита», необходимо дождаться результатов ребрендинга. К примеру, ближайший конкурент компании — X5 Retail Group — провел ребрендинг магазинов сети «Пятерочка» раньше, и сейчас ретейлер показывает положительные результаты, которые напрямую связываются с новым позиционированием магазинов.
В текущих условиях курс «Магнита» на вертикальную интеграцию выглядит хорошей идеей. Собственный завод по выращиванию грибов принесет не только понятные бонусы компании, но и откроет перед ней перспективы выхода на другие рынки. Вполне возможно, что в ближайшее время «Магнит» откроет еще несколько пищевых производств с коротким циклом, например по выращиванию овощей и зелени.
Также не стоит забывать, что владелец «Магнита» Сергей Галицкий — один из самых выдающихся предпринимателей в стране, который умеет находить нестандартные решения.
А вот развития новых торговых форматов, например открытия гипермаркетов, пока можно не ждать. Такая стратегия слишком затратна для компании, и в условиях падения покупательского спроса неочевидно, что новые форматы будут прибыльными.
Падение акций «Магнита» не вызовет цепной реакции в потребительском секторе фондового рынка. Поведение котировок бумаг других ретейлеров будет зависеть от их финансовых показателей. Поскольку ситуация в ретейле, особенно в регионах, сейчас неоднозначная, замедление темпов роста торговых сетей весьма вероятно. Снижение покупательной способности и санкции делают свое дело, поэтому не исключено, что скоро все ретейлеры займутся поиском дополнительных ниш для развития и станут выходить по примеру «Магнита» на смежные рынки — логистический, сельскохозяйственный и производства потребительских товаров.