Сдавайте валюту. Минфин предлагает ограничить конвертируемость рубля в случае кризиса
Минфин предлагает наделить правительство и ЦБ правом на введение жестких валютных ограничений в случае кризиса. Об этом сообщает газета «Ведомости», которой удалось ознакомиться с копией письма министра финансов Антона Силуанова к премьер-министру Дмитрию Медведеву на тему модернизации валютного контроля (подлинность документа изданию подтвердили два федеральных чиновника).
В своем письме глава Минфина признает, что валютное законодательство нужно либерализовать — к примеру, отменить обязательный возврат экспортной выручки в страну, но взамен необходимо предусмотреть жесткие валютные ограничения на случай кризиса.
Озвученные меры предполагают, что власти при необходимости смогут требовать от экспортеров вернуть денежные средства в Россию, в обязательном порядке продавать валютную выручку, получать разрешение на покупку валюты, а также открывать спецсчета для некоторых видов валютных операций и резервировать под них деньги. Соответствующие поправки Минфин предлагает внести в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Один из федеральных чиновников пояснил «Ведомостям», что инициативы Минфина имеют превентивный характер — опыт 2014 года, когда рубль обесценился вдвое, вынуждает ведомство быть готовым к любой ситуации, хотя сейчас предпосылок для повторения кризиса нет.
В отличие от закона трехлетней давности, который позволяет правительству устанавливать минимальную долю расчетов в рублях по экспортным операциям, новая норма будет иметь более широкий охват и коснется в том числе и тех, кто временно инвестирует в российские активы, отмечает собеседник издания. По его словам, инвесторы могут воспринять эти меры негативно, поэтому Минфин будет действовать аккуратно. Что именно будет считаться кризисом, который даст властям право на экстренные меры, пока обсуждается, заключает чиновник.
Другой собеседник «Ведомостей» напомнил, что в декабре 2014 года, когда на рынке был дефицит валюты, президенту Владимиру Путину приходилось лично обзванивать крупных экспортеров. При этом он не объяснил, почему Минфин решил вернуться к этой теме сейчас.
Зачем это нужно
По мнению главного экономиста «Ренессанс Капитал» Олега Кузьмина, инициативы финансового ведомства продиктованы двумя причинами: подготовкой к возможному ужесточению санкций против России, способному вызвать всплеск волатильности на валютном рынке, и стремлением либерализовать валютное законодательство за счет создания системы противовесов.
Так, еще в августе президент США Дональд Трамп подписал закон, согласно которому американский Минфин должен в течение 180 дней проработать возможность расширения действия санкций на российские ОФЗ и рынок деривативов. Кузьмин, впрочем, считает, что российские власти опасаются даже не этих мер, а дальнейшего ужесточения санкционного режима: запрет на инвестиции в суверенный долг вряд ли вызовет обвальное падение рубля, как в 2014 году.
«Другая версия — Минфин действительно стремится либерализовать валютное законодательства и предлагает возможность введения жестких ограничений в качестве своеобразного «залога», — резюмирует эксперт.
Главный экономист, руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталья Орлова добавляет, что сейчас нет оснований ожидать резкого изменения курса рубля. При этом, по ее мнению, в случае экономического кризиса российские власти смогут оперативно изменить валютное законодательство.
«В случае необходимости будет поручение президента правительству и парламенту, и Госдума очень быстро примет соответствующие поправки, если будет нужно. Я совершенно не понимаю, что в нашей действующей системе может препятствовать ужесточению валютного контроля за один день», — отметила Орлова.
Экономист сомневается, что предложение Минфина может быть связано с ожиданием новых санкций со стороны США или Евросоюза — скорее, оно основано на желании ведомства получить дополнительные полномочия.
«У меня такое впечатление, что Минфин беспокоится о своей роли в дискуссии и хочет какие-то полномочия получить. На мой взгляд, предложение Минфина скорее связано с некой аппаратной борьбой, назовем это так. Если это некая бюрократическая игра, то это никак не связано с ожиданиями кризиса», — подчеркнула эксперт.
Политический вектор
В свою очередь, руководитель операций на денежном и валютном рынке банка «Металлинвест» Сергей Романчук назвал предложение Минфина о введении валютного контроля и обязательного возврата экспортной выручки нелогичным.
«Это какая-то вынужденная ошибка, ситуативная оплошность, совершенная в попытке учесть политический вектор. Ведь объявляется, что это либерализация валютного законодательства, но если смотреть в суть предложений Минфина, то все ровно наоборот. По сути, это потенциальный возврат к тем механизмам, которые были в 1990-е годы. Никакой логики и смысла в этом нет», — полагает Романчук.
Он отметил, что описанные в докладе Минфина поправки в законодательство в случае их принятия негативно скажутся на доверии инвесторов к российской экономике. «Кризис 2015 года удалось пройти именно благодаря тому, что президент и правительство всячески отрицали введение ограничений на движение капитала и конвертируемость рубля. То, что готовится сейчас, на мой взгляд, дичайшая ошибка», — добавил экономист.
Романчук уверен, что реальных оснований для ужесточения валютного контроля в данный момент нет. Однако даже в случае кризиса описанные механизмы не окажут позитивного эффекта в долгосрочной перспективе, отмечает он.
«Нет никаких оснований ждать падения рубля — при той денежно-кредитной политике, которую проводит ЦБ, он будет при прочих равных укрепляться. А в случае фундаментального изменения ситуации, скажем, за счет падения цен на нефть, рыночному падению рубля противиться бессмысленно. При этом локальные изменения можно откорректировать за счет больших золотовалютных резервов. Так что ситуация выглядит очень устойчивой», — отметил экономист.
В начале кризиса 2014 года первый зампред ЦБ Ксения Юдаева назвала меры по ограничению свободного движения капитала контрпродуктивными, а президент Владимир Путин заявил, что власти не планируют использовать подобные механизмы. В середине ноября 2014 года Юдаева подтвердила, что Центробанк выступает против обязательной продажи части валютной выручки и других валютных ограничений, аналогичной позиции придерживался и Минфин. На момент публикации материала пресс-служба Банка России не предоставила Forbes комментарий о своей позиции касательно письма Силуанова.
Позже министр финансов Антон Силуанов в интервью агентству Bloomberg заявил, что пока никаких валютных ограничений в России вводить не планируется. «У нас и сейчас есть возможности реагирования на кризисные ситуации в рамках валютного законодательства, которыми мы даже в самые сложные времена не пользовались. Так будет и дальше», — заявил Силуанов.