К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Третий лишний. Почему банкам придется стать человечнее или исчезнуть

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Технологии развиваются так быстро, что банковская отрасль едва ли сможет сохранить status quo. В недалеком будущем банки изменятся до неузнаваемости или исчезнут

На бытовом уровне мало кто отзывается хорошо о своем банке — дорого, неудобно, требует много бумажек, постоянно навязывает кредит, не дает кредит, низкие ставки по депозитам, высокая комиссия за перевод и так далее. После кризиса 2008 года банкиров называли «жирными котами» и публично осуждали аморальность банковского бизнеса.

Другими словами, банки нам не нравятся за низкую эффективность (низкое качество услуг при их высокой стоимости) и за тяжелые последствия банковских кризисов. Поскольку банки — это основной посредник между владельцами сбережений и заемщиками, а также наделены властью создавать безналичные деньги, то последствия кризисов в этой отрасли весьма чувствительны для благосостояния общества. Тем не менее обе проблемы могут быть решены с помощью технологий.

От клиента к клиенту

Проблема низкой эффективности банков смягчается благодаря появлению конкурентов — p2p-сервисов, таких как Lending club или Sofi в розничном кредитовании, Funding Circle в кредитовании малого и среднего бизнеса, TransferWise и CurrencyFair в валютных переводах. Цель устранить посредников, увеличив эффективность финансовых операций, преследует и технология блокчейн. На блокчейне уже созданы наиболее опасные для банков p2p-сервисы — децентрализованные криптовалюты.

 

В России из-за негибкости регулирования p2p-сервисы в финансовой отрасли не столь широко распространены, но у нас есть созданная при участии государства альтернатива. Это дополнительные сервисы от Московской биржи, которая позволяет людям и компаниям торговать на межбанковских условиях не только акциями, но и облигациями, валютой, деривативами на валюту, чего нет почти нигде в мире.

Например, торговать валютой на бирже население может напрямую, покупая ее у банков или у таких же граждан, со спредом в 1 копейку. За восемь месяцев 2017 года объем торгов валютой на Московской бирже составил 237 трлн рублей, из них 3% пришлось на розничных инвесторов. Это 7 трлн рублей. В прошлом году обороты за тот же период составили 11 трлн рублей, но тогда ситуация с рублем была гораздо более беспокойной.

Точно также население может на бирже покупать облигации, которые дают хорошую доходность и при этом вполне надежны, если не брать в расчет высокорисковые бумаги. Это реальная замена депозитам, по которым банки уже предлагают довольно низкие ставки.

 

Дериватив от равного

Компании, в свою очередь, могут размещать свободные средства в РЕПО напрямую через биржу и, наконец, хеджировать (страховать от нежелательного изменения курса) свои валютные риски, используя биржевые инструменты. За пределами России эта опция, впрочем доступна далеко не всем: в большинстве стран валютные деривативы для хеджирования остаются вотчиной банков, брокеров и дилеров, действующих на внебиржевом рынке. Для них это выгодно — они могут выставить клиенту любую цену за свои услуги.

Например, компания с оборотом в $100-150 млн, решив захеджировать валютный риск, будет вынуждена заплатить банку комиссию в размере 0,3% от оборота — это $300 тыс. Обычно банки продают таким клиентам валютные форварды – договариваются с компанией в определенный момент в будущем поменять ее валюту по определенному сегодня курсу. При этом если клиент обратится не к крупному игроку, а в банк средней руки — он заплатит комиссию дважды, потому что банк перепродаcт ему продукт какого-нибудь иностранного участника.

Ситуация с опционами на валюту еще хуже, потому что рядовой клиент не может быстро выяснить, сколько стоит опцион на ту или иную валюту – котировки этих инструментов не публикуются в газетах и на деловых порталах, расчет требует специальных знаний и умения обращаться со сложными формулами. Это создает преимущества для банков, которые, используя информационную асимметрию в свою пользу, могут выставлять цену опциона существенно выше рыночной.

 

В отличие от услуг банка, при покупке валютных деривативов на Московской бирже у клиента есть возможность приобрести инструмент напрямую у продавца, которым может быть кто угодно, в том числе, и обычный трейдер. Биржа выступает центральным контрагентом, гарантирующим права и обязанности сторон сделки. Безусловно, она тоже является посредником, но ее комиссия (вместе с комиссией брокера, дающего доступ на биржу) в 50 раз меньше, у банка.

В будущем роль биржи как центрального контрагента также сойдет на нет: на смену уже идет технология блокчейн, позволяющая подтверждать права участников торгов без участия третьего лица.

Никаких кризисов

Коммерческие банки существует в современном виде с начала 20 века. Примерно сто лет назад банки получили право опереться на плечо центрального банка в тяжелую минуту. Наличие такой поддержки позволяет им заниматься очень опасным бизнесом: кредитовать на долгий срок, финансируя эти кредиты за счет расчетных счетов и краткосрочных депозитов. Но где тонко, там и рвется, и тогда центральному банку и налогоплательщикам приходится спасать банки, иначе будет экономическая депрессия. А после спасения внедряются новые механизмы поддержки банков (например, система страхования вкладов) и все начинается сначала.

Технологии могут разрушить и этот порочный цикл. Во-первых, благодаря им сократится роль банков. Глава МВФ Кристин Лагард, выступая на конференции в Банке Англии, говорила о том, что развитие p2p-сервисов будет способстовать снижению популярности банковских услуг среди бизнеса и населения. Банки будут играть все меньшую роль в превращении сбережений в инвестиции, поэтому банковские кризисы станут менее болезненными для экономики.

Во-вторых, под воздействием технологий изменится и роль центрального банка и его монетарной политики, которая сейчас проводится через коммерческие банки. Экономист Милтон Фридман еще 50 лет назад описал монетарную политику без банков, в которой эмиссия денег производилась центральным банком напрямую в пользу граждан (так называемые «деньги с вертолета» или helicopter money) точно в том количестве, которое нужно экономике. А в 1999 году в известном видео он же описал электронную валюту для анонимных переводов.

 

Сегодня технологии позволяют реализовать его идеи. Для каждого гражданина можно будет создать электронный кошелек напрямую в центральном банке. Потребителе будут пользоваться этими кошельками как сегодня пользуются текущими счетами в банках или даже наличными. Центральный банк будет устанавливать процентную ставку, начисляемую на остаток по этому кошельку, и даже записывать на эти счета новые деньги.

В таком мире банки уже не будут нужны как хранители текущих счетов и ключевые посредники в реализации монетарной политики. Они потеряют свою системную значимость и, скорее всего, станут похожи на кредитные фонды, привлекающие длинные деньги для финансирования длинных проектов, или на p2p-посредников, таких как Lending club. Банки перестанут занимать в короткую и кредитовать в долгую, рассчитывая на поддержку ЦБ. Таким образом, будет устранена сама первопричина банковских кризисов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+