Инвестиции в цифрах. Как ICO и криптовалюты меняют венчурный рынок
Последние три года развитие классического венчурного рынка в России определялось ростом экономики в целом. Размер рынка не превышал $150 млн, а количество сделок находилось на уровне 200. Доля венчурных инвестиций в России по отношению к ВВП существенно проигрывает среднемировым показателям на всех стадиях венчурного цикла. Так на стадии Seed/Round A российский рынок отстает в восемь раз, а на поздних стадиях (B/C/D) уже в 47 раз. Россия занимает долю в 1,5% на глобальном венчурном рынке по количеству профинансированных проектов, что соответствует всего 0,1% в долларовом выражении.
В отличие от других рынков в России очень низкая доля инвестиций на поздних стадиях, при этом треть инвестиций на ранних стадиях обеспечивается венчурными фондами с государственным участием. Если основным драйвером роста в мире становятся корпоративные венчурные фонды, то в России наметилась обратная тенденция и «удельный вес» корпоративных фондов среди венчурных сделок медленно снижается. Если в 2012 году на них приходилось порядка 13% сделок, то к в 2016 году этот показатель сократился до 9%.
Рынок венчурных «выходов» в России также пока оставляет желать лучшего. По разным оценкам, объем «выходов» из проектов в 2016 году составил $50-60 млн., при этом $30 млн. пришлось на продажу разработчика мобильных игр Pixonic компании Mail.ru Group. Большинство «успешных» выходов являются списаниями или так называемыми distressed sales (срочными продажами для погашения задолженности), что сильно искажает статистику. Сегодня успешные фонды начинают смотреть либо на иностранные компании, либо готовить российские стартапы к продаже иностранному инвестору.
Могут ли в этой ситуации классические венчурные инвестиции простимулировать развитие цифровой экономики? Мы видим несколько возможностей и предпосылок для оживления рынка. Одна из наиболее интересных — это феномен Initial Coin Offering (ICO), который может существенно изменить вектор развития цифровой экономики в России и привнести блокчейн-технологии в повседневную жизнь граждан.
ICO vs. венчур
Трудно недооценить объем набирающей обороты криптоэкономики и создаваемые ею возможности. За последний год рыночная капитализации крупнейших семи криптовалют увеличилась более, чем восемь раз, превысив $100 млрд. В настоящее время в мире насчитывается более 800 криптовалют, девять из которых имеют капитализацию более $1 млрд. Объем рынка ICO демонстрирует галопирующий рост – уже появляются специализированные ICO-фонды, а классические венчурные игроки активно инвестируют в блокчейн, вложив в проекты на базе этой технологии порядка $232 млн только во втором квартале 2017 года.
Безусловно, рынок ICO, как и сама технология блокчейн, достаточно молодой, и количество предложений на нем все еще превалирует над качеством. Но крипторынок имеет серьезные фундаментальные причины для роста, которые не стоит сбрасывать со счетов. Он не несет в себе значительных транзакционных издержек, в отличие от классического валютного рынка. Его объем сейчас составляет около 2% стоимости всего добытого золота в мире, а количество криптовалютных кошельков колеблется в пределах 6-12 млн. Учитывая большую доходность цифровых активов и прозрачность блокчейн-операций, в перспективе все больше людей будут хранить деньги в криптовалютах и осуществлять в них платежи.
Рынок ICO подпитывает рост криптоэкономики и постепенно становится эффективным механизмом финансирования проектов на блокчейне, составляя пока малую, но очень эффективную на ранних стадиях конкуренцию классическому венчурному рынку.
За последний год глобальный рынок ICO собрал более $1 млрд. В июне и июле 2017 года объем привлеченных с помощью ICO средств превысил мировой объем инвестиций венчурных фондов на ранней стадии. На крипторынок активно выходят профессиональные инвесторы, которые начинают задавать правила игры и определять развитие отрасли. В этой связи на криптовалютном рынке начали появляться первые единороги. Например, криптоброкер Coinbase был оценен в $1,6 млрд. В августе этого года ему удалось привлечь $100 млн от таких маститых венчурных фондов, как IVP, Greylock и Battery Ventures.
Если смотреть на распределение криптоинвестиций по секторам, то пока превалируют проекты, направленные на создание блокчейн-инфраструктуры и использование этой технологии в финтехе. Именно финтех, скорее всего, будет первой индустрией, которая перейдет на финансирование преимущественно через ICO уже в ближайший год. По мере становления криптовалютного рынка индустрия ICO будет распространять свой мандант на большее количество отраслей, востребованных в развитии цифровой экономики.
Объем российского рынка ICO по итогам 2017 года превысит объем закрытых сделок, проведенных классическими венчурными фондами. Так, в ходе одних только пяти крупнейших ICO с российскими корнями в этом году было привлечено $190 млн – это уже больше, чем результат всего российского венчурного рынка в 2016 году (MobileGo — $53 млн, Russian Mining Center — $43 млн, SONM — $42 млн, BlackMoon Cpypto — $30 млн, KICKICO— $21 млн).
Уже можно констатировать факт, что проекты на базе блокчейн получают куда больший объем финансирования, чем весь остальной венчурный рынок. К сожалению, пока 99% проектов проводят размещение вне России.
Что дальше
В ближайшие годы в мире сформируются ключевые центры криптоэкономики, которые сконцентрируют большую часть операций и активов на этом рынке, придав существенный импульс собственной цифровой экономике через внедрение блокчейн-технологий. Сейчас скорость изменений в отрасли поражает. Каждая из стран пытается нащупать наиболее эффективную модель регулирования операций с криптовалютами, включая ICO. К примеру, Япония с 1 апреля 2017 года разрешила криптовалютным биржам работать на своей территории и освободила от налогов обменные операции с криптовалютами.
Сингапур не только легализовал криптовалютные площадки, но и сформировал достаточно либеральную позицию по регулировании эмиссии и реализации цифровых валют. Многие страны, такие как США, Швейцария, Эстония вырабатывают все более понятные правила игры, на основании которых проекты смогут проводить ICO. Изменения происходят каждый день . По сути, мы наблюдаем глобальную конкурентную войну юрисдикций. Россия могла бы занять лидирующие позиции в этой борьбе, предложив эффективные криптоинструменты и регуляторную экосистему, но для этого нужно действовать предельно быстро.
Статья по материалам готовящегося сборника по цифровой экономике, подготовленного фондом «Сколково».