Рынок первичных размещений в криптовалюте (ICO) в 2017 году переживает бум сопоставимый только с эпохой доткомов. При этом в отличии от традиционных IPO скорость выхода проектов на публичные рынки и мультипликаторы оценки сейчас гораздо выше.
Рост котировок на 1000% в первые дни после ICO c почти мгновенным листингом на криптовалютных биржах и объемам торговли в $5-10 млн для проекта в «посевной» стадии — это теперь обычная история, но с одной важной оговоркой: если речь идет о лидерах криптовалютного рынка.
Только на платформе Ethereum, по данным Etherscan.io, уже выпущено по состоянию на 28 августа 2017 года 5,924 токена, но ежедневную ликвидность более $1 млн имеют только около 50 из них.
За последние 12 месяцев рынок ICO преодолел путь, который классические финансовые инструменты преодолевали за годы, и достаточно оперативно сформировал инструменты и критерии фильтрации ICO, которые этих лидеров выявляют. Исходя из нашего опыта структурирования проектов по состоянию на август 2017 приводим их краткий перечень:
Критерии лидерского ICO:
- Поддержка ведущих венчурных фондов и акселераторов, которые инвестировали в проект на «посевной» стадии. Для венчурных фондов ICO стали новым способом более оперативного «выхода» из проектов или получения ликвидности для их активов, а для рынка это стало важным сигналом, что проект прошел экспертный фильтр.
- Если речь идет об участии в основном ICO, то сбор на presale-ICO должен составлять не менее $1 млн.
- Сильная команда с экспертизой в предметной области ICO и, желательно, историей успеха (коммерческого или научного) до эпохи ICO.
- Рабочий прототип хотя бы в альфа-версии, выложенный на Github и подвергнутый критическому анализу криптосообществом и его лидерами в и других авторитетных источниках. При этом если речь идет об инвестициях через несколько месяцев после ICO, то проект должен демонстрировать прогресс в реализации, который признается сообществом – например, новые версии кода на Github. Пока мы чаще видим обратную тенденцию, когда после фондирования мотивация команды падает.
- Выпускаемый токен должен иметь понятную экономику использования. Если он представляет собой токен для внутреннего использования (utility token), тогда надо смотреть, на что конкретно его можно потратить внутри экосистемы и насколько это ценный ресурс. Если токен используется как ценная бумага, то надо смотреть, от каких денежных потоков и как будет выплачиваться доход его держателям. Сам проект также должен решать реальную задачу, с которой сталкиваются миллионы пользователей, например, удобный криптокошелек, хранение файлов, а не использовать надуманную привязку к блокчейну для использования волны интереса к новой технологии.
- Среди консультантов должны присутствовать лидеры индустрии, по меньшей мере одна первоклассная юридическая фирма, а иногда и несколько консультантов, если существует несколько ключевых целевых рынков.
- В каналах коммуникации (Telegram, Slack) на момент начала pre-ICO должно насчитываться свыше 1000 участников, на момент начала ICO – от 3000 и выше, а после ICO – от 4000 и выше, включая пользователей из ключевых для ICO юрисдикций, таких как Китай и Южная Корея, для которых характерна высокая конвертация между участием в группах и реальными вложениями. Безусловно, данный критерий должен сочетаться с другими, поскольку при желании можно искусственно поднять эти цифры.
- На стадии после ICO важным критерием является количество держателей токенов. Этот показатель должен составлять не менее 1000 адресов, а у наиболее успешных проектов – более 10 000 адресов. Также важно количество сделок: успешные проекты сейчас насчитывают около 30 000 сделок в месяц. Статистику можно всегда проверить на Etherscan.io. Эти цифры будут иметь тенденцию к увеличению по мере расширения базы инвесторов и увеличению ликвидности.
- Проект имеет объявленный лимит по сбору средств (hard cap), который разумно отражает объем инвестиций, описанный в White Paper. При этом исходя из текущих рыночных реалий наиболее привлекательны проекты в диапазоне от $25 млн до $70 млн, так как при таком hard cap есть потенциал для роста капитализации, так как средняя текущая капитализация успешных проектов сейчас колеблется в диапазоне $150-250 млн.
Из совсем новых трендов лидерских ICO можно выделить их структурирование для возможности юридически прозрачного и разрешенного размещения среди инвесторов в США.
Это достигается посредством использования разработанного в США модельного соглашения SAFT (Simple Agreement for Future Tokens), которое используется на платформе CoinList и некоторых других, но оно доступно только для аккредитованных инвесторов (годовой доход должен составлять более $200,000 за 2 последних года или их активы должны превышать $1 млн., не включая жилую недвижимость).
Очевидно, что следующим шагом будет более жесткий контроль владельцев токенов за фактическими расходами по проекту фаундерами, например в форме голосования, а также аудируемая отчетность.
Инструменты саморегулирования/фильтрации:
- Саморегулируемые рейтинговые агентства, такие как Smith+Crown, ICORating.com и ICOBench.com. Их обязательно стоит изучить инвестору в качестве минимального стандарта осмотрительности.
- Ограничения листинга проектов с низким рейтингом и делистинг низколиквидных токенов или проблемных с точки зрения SEC и других ведущих регуляторов (подобные объявления уже сделали в последние дни биржи Poloniex и Kraken).
- Поставщики решений для идентификации инвесторов и для противодействия легализации незаконных средств (KYC/AML), такие как Civic и IDNow.eu. В частности, решение IDNow.eu, которое использует платформа Waves в России, пожалуй, является наиболее прогрессивным, так как идентификация проходит в формате видеочата с реальным KYC-officer.
- Публичная база подозрительных проектов Etherscamdb.info и разбор проекта криптосообществом на Bitcointalk, который модерируется и борется с заведомо ложными сообщениями или исключительно рекламными постами.
- Возможность провести собственную аналитику на основании статистики сделок в блокчейне. В случае платформы Ethereum – это Etherscan.io/tokens.
Несмотря на обилие конкурирующих проектов в наиболее понятных для применения блокчейна областях, выявляется лидер по рейтингам и/или капитализации. Например, в области распределенного «суперкомпьютера» это Golem, в области распределенного хранения данных это FileCoin, а в области недвижимости и P2P-аренде на блокчейне – Atlant.
Пионеры и лидеры блокчейна также пытаются демократизировать распределение токенов через ограничения инвестиций на один криптовалютный адрес/контактные данные, как в случае с децентрализованной биржей 0x (zrx), но фактически мы все равно наблюдаем непропорциональную концентрацию токенов.
То же самое можно сказать о рынке в целом: несмотря на желание создать Интернет 2.0 без монополий и дуополий, мы все равно видим, что победитель получает всё.
Но если раньше речь шла о жестком корпоративном контроле и непрозрачном использовании big data, то сейчас это премия основателей проектов в виде роста капитализации токенов лидерских проектов, особенно если речь идет об инфраструктурных проектах, таких как Ethereum, от которых зависит почти вся глобальная экосистема блокчейна.
Мы стремительно проходим фазу, когда ICO проектов, не соответствующие большинству изложенных выше критериев, могли собирать существенные суммы и иметь ликвидность после ICO, на которую могли бы рассчитывать спекулятивные или стратегические инвесторы.
Часть таких проектов вернется в традиционный crowdfunding (на Kickstarter/Indiegogo) или к венчурным фондам для «посевной» стадии и «ангельским» инвестициям, которые довольно эффективно фильтруют откровенно недобросовестные проекты.
А ICO лидерских проектов займут достойную нишу между «посевными» инвестициями и полноценным IPO.
Очевидно, что рынок ждет коррекция после бурного роста, но лидерские проекты должны выжить и обеспечить хорошую доходность на капитал в долгосрочной перспективе так же, как это случилось после завершения первого цикла рост доткомов в 2000 году с Google, Amazon, eBay и другими лидерами.
Примечание: автор статьи консультировал Аtlant по вопросам ICO, а также оставляет за собой право инвестировать или консультировать проекты, упомянутые в статье.