Нефть и геополитика: средства из фондов, ориентированных на Россию, «утекают» уже месяц
Третью неделю подряд Россия является единственным рынком БРИКСТ, который демонстрирует чистый отток средств: с 29 июня по 5 июля сумма активов под управлением соответствующих фондов уменьшилась еще на 0,06% (на $29,4 млн), пишут в своем обзоре аналитики Sberbank CIB Коул Эйксон и Андрей Кузнецов. Почти непрерывный отток иностранных инвестиций с российского рынка продолжается с конца февраля. В целом за четыре месяца он превысил $1,6 млрд.
«В полном соответствии с тенденцией прошлого и предыдущего годов, столь негативную динамику обеспечили прежде всего фонды, которые специализируются именно на российском рынке. Совокупные активы под управлением этих фондов уменьшились на 0,66% ($65,1 млн)», — комментируют аналитики Sberbank CIB. У фондов, ориентированных на регион EMEA и Европу в целом, объем средств, предназначенных для российского рынка, сократился на $18,9 млн, добавляют они.
Положительным было влияние неспециализированных структур, которые работают по всему миру или на всех глобальных рынках, кроме американского: они увеличили объем средств для размещения в России на $29,6 млн. Глобальные фонды развивающихся рынков увеличили сумму предназначенных для России активов под управлением на $26,0 млн.
При этом приток в фонды, ориентированные на развивающиеся рынки, хоть и замедлился по сравнению с предыдущими неделями, но все же сохранился. Сегмент развивающихся рынков демонстрирует чистый приток средств 16-ю неделю подряд, указывают Коул Эйксон и Андрей Кузнецов в своем обзоре. Что же касается БРИКСТ, то Китай занял предпоследнее место в этой категории, опередив лишь Россию. Сумма средств, предназначенных для размещения на китайском рынке, за неделю увеличилась всего на 0,01%, или на $43,1 млн. Лучшую динамику активов под управлением в этой категории показала Южная Африка — плюс 0,12% ($55,3 млн). Самый большой приток средств в абсолютном выражении продемонстрировал индийский рынок, для которого было привлечено $111,0 млн (0,08% активов под управлением).
Данные EPFR Global говорят о разнонаправленной динамике средств российского фондового рынка и emerging markets, а это в свою очередь указывает на то, что причины оттока носят исключительно локальный характер, говорит ведущий аналитик «КИТ Финанс Брокер» Анна Устинова. «На российский рынок давит общая неопределенность на рынке нефти, а также геополитический фактор. США на пороге принятия нового блока антироссийских санкций», — поясняет она. Однако недавние переговоры между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным «прошли вполне удачно»: главы государств достигли договоренностей о создании дипломатического канала для урегулирования ситуации в Украине и в ряде других вопросов, добавляет Устинова. По ее мнению, если парламент США не одобрит новые санкции против РФ, то спрос на российские активы может возрасти.
С пика в начале 2013 года до середины 2016 года совокупный отток из фондов акций emerging markets составил примерно $155 млрд, говорит ведущий стратег «АТОН» Алексей Каминский. Приток с начала 2017 года составил около $35 млрд, вернув общий объем средств в фондах акций развивающихся рынков всего лишь на уровень середины 2010 года. При том темп приток средств — рекордный с 2009 года. «Судя по благоприятной макроэкономической динамике развивающихся стран и относительной дороговизне развитых фондовых рынков, можно ожидать продолжения притока средств в фонды emerging markets. Однако традиционное летнее замедление притоков — вполне нормальный сезонный фактор. А учитывая рекордные притоки, в ближайшие месяц-два мы даже можем увидеть некоторый (коррекционный) отток», — прогнозирует Каминский.
Отток из фондов, ориентированных на Россию, Каминский объясняет «отсутствием внятных драйверов»: «Экономика растет достаточно вяло, нефть опять падает, а на внешнеполитическом фронте по-прежнему не видно хороших новостей. Пока все будет оставаться так же, не стоит ждать роста интереса к инвестициям в фондовый рынок РФ. Если хотя бы один из упомянутых драйверов начнет показывать положительную динамику, то все может измениться, и оттоки сменятся притоками. Однако пока об этом говорить преждевременно».