К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Контрольная закупка бриллианта: как продавцы манипулируют ценой на камни

Контрольная закупка бриллианта: как продавцы манипулируют ценой на камни
Как показал эксперимент автора Forbes, торговцы с помощью сертификатов завышают стоимость драгоценных камней более чем в два раза

Почти все бриллианты в России продаются существенно дороже своей реальной цены. Даже камни, которые предлагаются со скидкой 30-40%, можно купить дешевле в одной из алмазных столиц мира — Тель-Авиве, Антверпене или Мумбаи. Накручивать цену ювелирам помогают лаборатории, которые сертифицируют бриллианты и завышают реальные характеристики солитеров. Чтобы доказать этот факт, мы отдали бриллиант весьма посредственных характеристик на оценку в восемь международных лабораторий, чьи сертификаты обычно демонстрируют ювелиры доверчивым российским покупателям.

Для проведения «контрольной закупки» мы специально выбрали камень довольно посредственных характеристик. Наш бриллиант (на фото) весит 0,61 карата, обладает цветом L (бледно-желтоватый оттенок) и чистотой SI1 (достаточное количество светлых точек, характерная полоска на камне, графитовое включение). В эксперименте мы решили не учитывать такие характеристики, как качество огранки и флюоресценция, хотя они существенным образом влияют на конечную цену бриллианта. Мы так поступили для того, чтобы было проще оценивать камень по прейскуранту Rapaport Diamond Report. На этот прайс-лист ориентируются ювелиры всего мира, цены в нем обновляются еженедельно.

Наш бриллиант обладает предпоследним цветом по прайс-листу Rapaport и имеет чистоту ниже средней. Камень, который мы использовали, изначально имел сертификат от лаборатории GIA (Геммологический институт Америки). Сертификат от этой организации пользуется авторитетом у всех ювелиров мира. В документе, полученном от GIA, всегда будут указаны реальные параметры камня. Если по прошествии какого-то времени вы захотите продать свой бриллиант, профессиональный участник рынка попросит у вас именно сертификат GIA. Если на момент продажи камня у вас будет отсутствовать сертификат GIA, то документы от других лабораторий приниматься во внимание не будут.

Однако многие не чистые на руку ювелиры продают камни с сертификатами других лабораторий. А те, в свою очередь, существенно завышают характеристики камня — очевидно, по небескорыстной просьбе продавцов. Чтобы установить этот факт, мы заказали оценку нашего бриллианта в других международных геммологических лабораториях, чьи сертификаты имеют хождение на территории России.

Перед тем, как отдавать камень на оценку, мы предварительно удалили номер лазерной гравировки с бриллианта, который был нанесен GIA. А затем получили еще семь сертификатов на камень. В итоге некоторые лаборатории «нарисовали» бриллианту характеристики, которые позволяют продать его в два с половиной раза дороже реальной цены. Давайте посмотрим, кто и как оценил наш солитер.

Лаборатория GIA: самая объективная оценка

Лаборатория GIA: самая объективная оценка

GIA, как уже было сказано, указывает самые объективные характеристики бриллианта. Ювелирное украшение с бриллиантом от GIA можно купить и в России, но только в бутиках всемирно известных ювелирных домов. К сожалению, в России львиная доля продаж бриллиантов-солитеров с сертификатом от GIA в основном приходится на теневой рынок.

Стоит отметить, что стоимость сертификации в GIA примерно такая же, как и у других лабораториях (около $50-60). Иначе говоря, ничто не мешает продавцам пользоваться услугами самой честной в мире компании. Однако делают это немногие. Далее вы увидите, почему так происходит.

Стоимость нашего камня по полному прейскуранту цен Rapaport, вышедшему 24 февраля 2017 года: $1037.

Лаборатория HRD:  авторитетная, но малоизвестная

Лаборатория HRD: авторитетная, но малоизвестная

HRD (Высший Алмазный Совет) имеет хорошую репутацию, однако их сертификаты распространены в основном среди профессионального круга участников рынка. Наибольшее хождение данный сертификат приобрел у себя на родине — в Бельгии. В России сертификат получил свое распространение из-за нелегального импорта бриллиантов из Антверпена. Камень небольшого веса с таким сертификатом можно смело покупать. Но вот для продажи придется оценить солитер в GIA. HRD оценила наш бриллиант также, как и лаборатория GIA, в итоге его цена не изменилась.

Стоимость камня относительно прайс-листа Rapaport: не изменилась, $1037.

Лаборатория IGI: лояльная оценка

Лаборатория IGI: лояльная оценка

После скандала с лабораторией EGL (см. далее), некоторые оценщики стали опасаться за свою репутацию. Так произошло и с IGI (Международный геммологический институт), который выдал заключение, завысив только цвет на один показатель.

Стоимость камня относительно прайс-листа Rapaport: выросла на $122 (+11%) — до $1159

Лаборатория GCI: детские шалости

Лаборатория GCI: детские шалости

Геммологический центр GCI, сертификаты которого довольно распространены в России, всего на одну ступень завысил характеристики по цвету (до категории K) и чистоте (до VS2). Однако даже такое «невинное» увеличение характеристик дает прирост стоимости на $183. Даже если продавец даст на бриллиант 10% скидку, то все равно не останется в накладе.

Стоимость камня относительно прайс-листа Rapaport: выросла на $183 (+17%) — до $1220.

Лаборатория EGL: опять за старое

Лаборатория EGL: опять за старое

Пару лет назад основатель группы Rapaport Мартин Рапапорт разослал всем участникам ювелирного рынка письмо, в котором выразил беспокойство по поводу неадекватной оценки более 100 000 бриллиантов. Всего, по мнению Рапапорта, нечистые на руку ювелиры продали доверчивым покупателям по завышенной цене камней на $1 млрд. Рапапорт в своей статье обвинил в нечестной оценке камней Европейскую геммологическую лабораторию (EGL International). Разразился крупный скандал. В США было подано несколько исков против компаний, торгующих бриллиантами с сертификатами EGL International. Самый громкий процесс прошел в штате Нэшвилл, где одному покупателю продали два камня за $135 000, тогда как их реальная цена была $22 500. В конце концов, иски подорвали доверие к лаборатории, и она заявила о прекращении существования своего международного бренда — EGL International.

Однако лаборатория не прекратила свою деятельность. Теперь она выпускает сертификаты под другим брендом — EGL Platinum. Судя по документу, все осталось по-прежнему: оценщики EGL Platinum продолжают завышать характеристики сдаваемых на оценку камней. Нашему бриллианту они подняли цвет на три ступени (до категории I) и чистоту — на одну (до VS2).

Стоимость камня относительно прайс-листа Rapaport: выросла на $671 (+65%) — до $1708.

Лаборатория CGI: бумага все стерпит

Лаборатория CGI: бумага все стерпит

Лаборатория CGI из Европы практически ничем не отличается от других контор, которые работают для пополнения кармана ювелиров. Они без зазрения совести увеличили характеристики по цвету на три ступени (до цвета I) и чистоту — на две (до VS1). Не понятно, как специалисты не разглядели графитовое включение и характерную полоску в нашем бриллианте, которые просто не могут быть у бриллианта с чистотой VS1.

Стоимость камня относительно прайс-листа Rapaport: выросла на $732 (+71%) — до $1769.

Лаборатория IGL: обычный «развод»

Лаборатория IGL: обычный «развод»

С этой компанией, гордо именующей себя как Международная геммологическая лаборатория, все ясно: специалисты завысили цвет на целых четыре показателя и чистоту — на два. Если вам предлагают бриллиант с сертификатом от лаборатории IGL, можно сразу прерывать разговор и уходить.

Стоимость камня относительно прайс-листа Rapaport: выросла на $1159 (+112%) — до $2196.

Лаборатория AIG: что хотят, то и пишут

Лаборатория AIG: что хотят, то и пишут

Судя по документу от Американской международной геммологической лаборатории (AIG), наш камень обладает весьма приличными характеристиками. Специалисты AIG на целых пять показателей увеличили качество цвета нашего камня — до категории G. И на два показателя — чистоту камня, до категории VS1.

При оценке камня специалисты могут ошибаться. Однако спутать цвет L с цветом G не сможет даже оценщик-новичок. Дело в том, что бриллиант цвета L обладает заметным бледно-желтым оттенком, который легко увидеть, положив камень на белый лист бумаги. У бриллианта цвета G его быть не может — такой камень практически бесцветный. И тоже самое с чистотой — в бриллиантах с показателем SI1 легко разглядеть достаточное количество мелких светлых точек, полосок, микротрещин, пузырьков и графитовых включений. Их видно через лупу или даже невооруженным глазом. Именно это обязаны были заметить оценщики лаборатории AIG. Вывод: такие лаборатории помогают нечистым на руку ювелирам продавать посредственные камни как «уникальных характеристик бриллианты».

Стоимость камня относительно прайс-листа Rapaport: выросла на $1403 (+135%) — до $2440.

Бриллиант от крупного российского ювелирного дома
Петра Зуева·ТАСС

Бриллиант от крупного российского ювелирного дома

По принятым в России Техническим условиям, наш бриллиант обладает следующими характеристиками: цвета 8.1 и чистотой 7. У одного из крупных российских продавцов камней мы нашли бриллиант весом 0,51 карата (на 0,1 карат меньше нашего камня) — именно таких характеристик. Его предлагали купить без какого-либо подтверждающего документа, поскольку в России не введена обязательная сертификация бриллиантов. Даже если представить, что продавец указал честные характеристики, то цену он явно завысил в два с половиной раза. Свой бриллиант он оценил в 132 000 рублей ($2237 по курсу на начало марта 2017 года). А значит, бриллиант весом в 0,61 карат у него стоил бы не менее 150 000 рублей ($2542).

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+