Агентство S&P в пятницу 24 октября будет пересматривать суверенный рейтинг РФ. В преддверии этого события аналитики инвестиционных банков строят свои прогнозы, а рынок в очередной раз лихорадит. Самое заметное давление испытал на себе рубль, пройдя за день рекордные восемь сдвигов верхней границы валютного коридора для корзины доллара и евро, что означает около $2,8 млрд интервенций ЦБ.
Не то что бы все поверили в возможность снижения уровня рейтинга сразу на два шага, как предположили аналитики RBS и UBS, просто рынки реагируют на те же факторы, что и сотрудники рейтинговых агентств.
Нынешняя волна снижения рейтингов (а несколько дней назад другое агентство, Moody’s, понизило рейтинг России на одну ступень по своей шкале, за чем последовало и снижение рейтингов российских компаний) отражает то, что рынки большей частью уже зафиксировали в своих ценах.
Прежде всего, это реализовавшийся риск значительной зависимости российской экономики от цен на нефть. И хотя плавающий курс в значительной степени компенсирует в краткосрочной перспективе потери бюджета за счет подорожания доллара, в целом уменьшение притока валюты — серьезный удар по экономике. В условиях санкций рефинансировать внешний долг крайне сложно, что делает необходимым как накопление экспортерами валюты для будущих выплат, так и использование тем или иным способом золотовалютных резервов Банка России. К сожалению, вчера стало окончательно ясно, что европейские санкции вряд ли будут сняты в ближайшем будущем, а угрозы сепаратистов возобновить наступление на украинскую армию создают крайне негативный фон и в среднесрочной перспективе.
Комментируя негативный прогноз по рейтингу, Moody’s также указало на новый риск, о котором рейтинговые агентства ранее не говорили, — непредсказуемость политики российских властей. Полагаю, что основанием для этого стало согласование заявки компании «Роснефть» на финансирование из ФНБ в размере более 2 трлн рублей. И хотя решение окончательно не принято и пока не ясно, в каком объеме она будет удовлетворена, очевидно, что выделение денег в таком масштабе на «новые проекты» скажется на рейтинге РФ негативно, что бы ни говорил глава «Роснефти» Игорь Сечин. Аппетиты госкомпаний растут: наряду с нефтяниками, не демонстрирует особой скромности РЖД, собираясь инвестировать около $25 млрд в строительство дорог в Северной Корее! Вместе с весьма актуальными сейчас новыми планами освоения Луны все это создает ощущение сюрреализма и неспособности властей сосредоточиться на действительных проблемах страны.
Каким же образом весьма вероятное снижение рейтинга скажется на различных сегментах финансового рынка? На мой взгляд, если все ограничится одной ступенью, то вряд ли нас ждет серьезная распродажа. Негатив уже нашел свое отражение в ценах как акций, так и облигаций и валюты. Однако понижение на два шага способно сильнее всколыхнуть рынки, так как перенесет рейтинг России от одного из агентств из инвестиционной области в зону спекулятивных (высокорискованных) бумаг. Такое снижение закладывает почву для серьезной ребалансировки инвестиционных портфелей в будущем: как только второе агентство сделает тот же шаг, от вложений в российские бумаги окажется отрезанной значительная доля иностранных инвесторов, рисковые требования которых не позволяют держать у себя активы со «спекулятивным» рейтингом.
И хотя российские чиновники не видят оснований для сомнений в платежеспособности России, справедливо указывая на низкий уровень государственного долга и рассматривая понижение рейтингов как «политическое давление» на страну, рынки давно уже вынесли свой вердикт, а агентства лишь констатируют очевидное.
Способность возвращать долги зависит главным образом не от размера долга, а от способности его обслуживать в будущем.
В условиях практически полностью закрытых рынков рефинансировать долги невозможно, и каким бы маленьким ни был долг, его необходимо возвращать из текущих доходов. Так как экономика России в основном состоит из государственных и квазисуверенных монстров, требующих все новых кредитов и поддержки государства при любом ухудшении конъюнктуры, и уверенно скатывается в рецессию, то сомнения рынка имеют под собой основания. Поменять настроения способен лишь резкий разворот внешнеполитического вектора, который создаст почву для отмены взаимных санкций и нового открытия финансового рынка России для иностранного капитала.