Back to MMVB: к чему может привести уход российских компаний с западных бирж
Правительство России публично сообщило иностранным акционерам российских компаний (включая россиян, инвестирующих через офшоры) и самим этим компаниям, что им, возможно, придется отказаться от программ американских (ADR) и глобальных (GDR) депозитарных расписок.
По крайней мере, это было воспринято именно так: компаниям, которые хотят сохранить хорошие отношения с правительством, лучше закрыть программы ADR/GDR и провести делистинг. В дальнейшем они смогут использовать для обращения своих акций Московскую биржу, биржу Гонконга или иной азиатской страны.
Отказ от зарубежных торговых площадок негативно скажется на стоимости российских эмитентов.
В компаниях, имеющих программы ADR/GDR, доля расписок доходит до 50% капитала, на иностранных миноритарных акционеров приходится до 20% капитала. Миноритариям придется продавать расписки, и это может привести к снижению котировок. А когда решение о делистинге примут большинство крупных компаний, сброс может стать обвальным.
Последствия этого шага не просто оценить в объемах потерянной капитализации. Он обсуждается уже после сильного провала фондового рынка в I квартале этого года и оттока капитала из России в $30- $60 млрд (в зависимости от способа подсчета). Не исключено, что индексы ММВБ и РТС упадут в 2014 году еще на 20-25%, но это будет зависеть не от закрытия программ ADR/GDR, а от политических событий, особенно отношений с США и Украиной.
Только когда рыночная капитализация сильно упадет, а возможности для размещения свободных средств внутри страны сократятся, спрос на российские акции начнет восстанавливаться. Возможно, что через пять лет мы увидим бурный рост рынка, вроде того, который произошел в Тегеране в 2012-2014 годах (150% за последние полтора года). Но для этого нужно радикально перестроить внутренний рынок капитала.
Зачем правительству делистинг?
Тактические цели – не идеология и не предотвращение оттока капитала. Отказ от программ ADR/GDR необходим для полномасштабной деофшоризации, для повышения собираемости налогов с инвесторов и для ускоренного создания внутреннего фондового рынка в условиях вероятного расширения финансовых санкций.
России действительно нужен рынок, который сможет стабильно функционировать без сегодняшней тотальной зависимости от движения денег иностранных фондах и от курса рубля к доллару. Но как создать такой рынок – тема отдельного обсуждения.
Возможно, главное – побыстрее избавить крупнейшие российские компании (причем не только контролируемые государством) от рисков западной судебной системы, особенно американской. Когда программы ADR только начинались 14-15 лет назад, основных акционеров компаний больше всего беспокоили возможные претензии иностранных инвесторов и Комиссии по ценным бумагам США (SEC) к достоверности отчетности и к возможным нарушениям прав миноритариев. Сегодня санкции создадут множество причин и поводов к судебным искам, включая обвинение топ-менеджеров и членов советов директоров в экономических преступлениях по законам США.
Для скорейшей выработки плана «всеобщего делистинга» (если такой план еще детально не разработан ) нужно ответить на несколько вопросов. Один из ключевых - какие обязательства перед иностранными миноритариями возникают у компаний-эмитентов в этом случае? И каким будет механизм и сроки сворачивания программ депозитарных расписок?
Компания, которая получила листинг на международных биржах, может быть удалена из списка торгуемых акций по собственному желанию или из-за нарушения правил листинга. Если это собственное желание, то придется выкупать депозитарные расписки, чтобы не обидеть миноритариев. А это дополнительные затраты и возможные конфликты с держателями расписок из-за сроков и цены выкупа.
И в этом, возможно, заключается другая важная задача масштабного делистинга российских компаний на Западе: выкупить по низкой цене у иностранных инвесторов существенные доли в российских компаниях. В прошлых экономических циклах это успешно проделывали «олигархи», скупая у паникующих иностранцев в разы подешевевшие акции. Возможно, что планируемый отказ от листинга в США и странах ЕС позволит успешно провести подобные операции при значении индекса РТС в 500 и ниже уже в ближайшие год или два.
Выводы пока делать преждевременно, политика правительства в деталях еще не продекларирована. Но скорее всего, фондовый рынок РФ после такой операции сократится на десятки процентов, а возможности привлечения иностранного капитала (в том числе российского происхождения) для публичных компаний больше не останется.