На суде над сбежавшими менеджерами «Совкомфлота» всплывает все больше известных фамилий. То ли еще будет
В конце сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов пообещал продолжить приватизацию крупных госкомпаний и вывести на биржу 20% акций крупнейшей судоходной компании страны «Совкомфлот». А через несколько дней после этого заявления в Лондоне начался суд: «Совкомфлот» требует многомиллионной компенсации от бывших руководителей компании, которые покинули страну, спасаясь от уголовного преследования. Имя Шувалова, до конца прошлого года возглавлявшего совет директоров «Совкомфлота», в зале суда упоминалось уже не раз.
Бывший гендиректор «Совкомфлота» Дмитрий Скарга выглядит уверенно и обменивается улыбками с товарищами по процессу — так описывает его поведение на суде британская отраслевая газета TradeWinds. Скарга возглавил компанию, 100% акций которой принадлежит государству, в 2000 году. За плечами 29-летнего менеджера был только опыт работы в нефтетрейдере «Кинекс», принадлежащем знакомому Путина Геннадию Тимченко, да пара месяцев на посту замглавы департамента Минтранса.
До 2004 года претензий к Скарге не было, но потом его решили заменить на экс-министра транспорта Сергея Франка, выплатив увольняемому директору $1 млн за досрочное прекращение контракта.
А через год над Скаргой, который стал сенатором от Волгоградской области, стали сгущаться тучи. Новое руководство обвинило бывших менеджеров в том, что они продавали суда своим офшорным компаниям и сдавали корабли в аренду по заниженной цене бизнесмену Юрию Никитину. В качестве благодарности тот якобы потратил $76 000 на отдых Скарги и дал ему $50 000 на личные расходы. Скарга уехал в Лондон за несколько месяцев до того, как прокуратура завела на него уголовное дело и Басманный суд дал санкцию на арест. Британские власти выдать его отказались. «Я не зря уехал в Лондон, — сказал Скарга Forbes, — в российское правосудие я не верю».
Еще в 2005 году «Совкомфлот» подал иск в Высокий суд Лондона, требуя от бывших менеджеров компании $800 млн компенсации. И вот четыре года спустя слушания начались. Сергей Франк ходит на них почти каждый день, чтобы выслушивать порой нелицеприятные встречные упреки.
Адвокат Скарги Грэм Даннинг называет все обвинения в коррупции выдумкой. Он сомневается в том, что его клиент мог заключать невыгодные для компании контракты за спиной министра Франка. По словам Скарги, его преемник был прекрасно осведомлен о том, как работает компания, и не раз, еще будучи министром, давал ценные указания менеджменту, в частности якобы просил активнее развивать отношения с компанией Тимченко и «Транснефтью».
«Было бы абсолютно глупо и преступно для меня как для министра диктовать условия фрахта», — парировал эти обвинения в суде Франк. В ответ он рассказал о том, как Скарга семь лет назад впервые предложил ему провести IPO «Совкомфлота» в Нью-Йорке. Он хотел продать 40% акций меньше чем за $250 млн. «Это значило бы продать компанию за бесценок», — цитирует Франка TradeWinds. (Получить комментарий «Совкомфлота» по этому делу Forbes не удалось.)
Франк также вспомнил, что в июне 2004 года Скарга зашел в его кабинет и сказал: «Если вы меня поддержите [с IPO], то не пожалеете, а если нет — будет война».
Никаких угроз не было, возражает Скарга. Напротив, это его безопасность оказалась под угрозой после того, как компанию возглавил бывший министр: Франк нанял команду частных детективов для сбора информации о счетах и телефонных переговорах Скарги и его подчиненных. Позже он якобы пригрозил бывшему директору лондонского представительства «Совкомфлота» Юрию Привалову, что, если он не даст показаний против Скарги, им могут заняться российские спецслужбы. В качестве доказательства суду предъявили письмо Привалова председателю совета директоров компании Игорю Шувалову с просьбой об отставке. В нем он писал, что «не хочет участвовать в политических играх». Франк в суде отверг и эти обвинения.
Рассмотрение дела продлится не менее полугода. Так что к моменту проведения IPO инвесторы смогут узнать еще много интересного.