К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В империи Олега Дерипаски разгорается борьба с коррупцией

В империи Олега Дерипаски разгорается борьба с коррупцией
На уволенного гендиректора «Трансстроя» могут повесить все провалы «Базового элемента» в олимпийском Сочи

Опубликовано в журнале «Русский Newsweek» №38 за 2010 год

Минувший понедельник, 6 сентября, начался в холдинге «Трансстрой» Олега Дерипаски с экстренного заседания совета директоров. Вопрос был один—отстранение от должности гендиректора компании Ивана Кузнецова. «За» проголосовали единогласно, в том числе и сам Кузнецов, акционер «Трансстроя». Фактически Дерипаска обвинил своего директора в воровстве. Кузнецову грозят уголовным делом. Представители бизнесмена объясняют, что в компании давно идет операция «Чистые руки», и Кузнецов не первый уволенный менеджер. Но на рынке считают, что из директора попросту сделали «стрелочника»: на него повесят все провалы в работе «Базового элемента» в олимпийском Сочи.

Бизнес «Трансстроя»—дороги, мосты и портовые сооружения. В этом году стало ясно, что «Трансстрой» потерял былое доверие заказчиков. В конце июля Федеральная антимонопольная служба отменила проведение конкурса по строительству в сочинском порту круизного центра: «Трансстрой» лишился потенциального подряда на 9 млрд рублей. А в конце августа госкорпорация «Олимпстрой» не допустила «Трансстрой» к участию в тендере на строительство в Имеретинской долине коммунальных и инженерных сетей. Стоимость работ оценивалась в 12,7 млрд рублей.

 

Пропавший порт и другие проблемы

Лидер инициативной группы «Эстонцы Кавказа» Уго Рейльян—один из самых уважаемых в Сочи людей. Он бывший глава ГАИ города, но и после выхода на пенсию авторитета не растерял. На 70-летие Рейльяна пришли не только влиятельные в городе люди, но и важные гости из Москвы.

Когда началась олимпийская стройка, сын Рейльяна Юрий возглавил «Трансстрой». На рынке его считали вполне подходящим кандидатом на эту должность. «Трансстрой» стал одним из крупнейших подрядчиков стройки в Сочи—логично, что ее возглавил известный в городе человек, который знает, как решать неизбежные для крупной стройки проблемы.

 

Однако Олег Дерипаска рассудил иначе, и в 2009 году Рейльян покинул «Трансстрой», а его место занял Иван Кузнецов. А Юрий перешел на другую сторону—стал заместителем министра регионального развития Виктора Басаргина. Это ведомство официально координирует олимпийскую стройку. Раньше Рейльян был подрядчиком, и его основная задача была выбивать и осваивать деньги для компании. Теперь он стал представителем государства, то есть заказчика, и должен был сокращать издержки, следить за финансовой дисциплиной, качеством строительства и строгим выполнением всех процедур.

Вскоре у строителей Дерипаски начались проблемы в Сочи—по вполне объективным причинам. В декабре 2009 года штормом смыло новый грузовой порт в Сочи, который Дерипаска строил на паях с госбюджетом—оба должны были вложить по 6 млрд рублей. То, что осталось, восстановлению не подлежало—проще возвести заново с нуля, говорили строители. Но Владимир Путин, посетивший руины, был расстроен не этим. Новый порт был ключевым объектом олимпийской стройки—только морем в Сочи можно завезти нужное количество стройматериалов, например цемента. Порт должен был заработать на полную мощность в конце этого года, но эти надежды пошли прахом.

А в минувший понедельник стало известно, что министр регионального развития Виктор Басаргин прямо выразил сомнения в том, что «Базовый элемент» в состоянии выполнять программу подготовки Сочи к Олимпиаде-2014. Министр телеграммой прервал собрание акционеров ОАО «Тоннельный отряд №44», на 51% принадлежащего структурам Олега Дерипаски. Эта компания строит одну из важнейших трасс—Сочи–Джугба. Басаргин воспользовался своим правом—у государства в компании блокирующий пакет. В телеграмме говорилось, что свое решение министр принял для предупреждения срыва программы подготовки к Олимпиаде. В министерстве появились сомнения в надежности партнера. Впрочем, официальных комментариев в Министерстве регионального развития не дают.

 

В структурах Дерипаски получение телеграммы от Басаргина подтвердили. «Мы разбираемся в ситуации»,—сказал представитель «Трансстроя». С генеральным директором и миноритарным акционером «Тоннельного отряда №44» Леваном Гоглидзе Newsweek связаться не удалось. «Скоро Левитин с проверкой приезжает, поэтому шеф ездит по объектам—готовится»,—пояснили в приемной топ-менеджера. Перед Гоглидзе стоит и правда непростая задача: корреспонденты Newsweek в минувшем августе проезжали по трассе, и она, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Чтобы показать ее с лучшей стороны, министру потребуется едва ли не круглосуточная подготовка.

Впрочем, независимо от итогов этой инспекции ответственный за провалы в Сочи уже назначен.

Человек Брежнева

В конце 2008 года Олег Дерипаска снял Алексея Баранцева с автомобильной части своей империи и перекинул на строительство. Он возглавил «Главстрой», структуру, координирующую весь строительный бизнес олигарха. Баранцев взял под контроль «Базэл Цемент» и «Альтиус Девелопмент», занимавшийся жилым строительством. Но инфраструктурное подразделение—«Трансстрой»—оказалось на особом положении. «Это было единственное подразделение, которое подчинялось Баранцеву не напрямую, а через генерального директора—Ивана Кузнецова»,—объясняют в «Главстрое».

Кузнецов—профессионал, с середины 90-х строил дороги и мосты, сначала в Тюменской области, затем перебрался в столицу, где попал в «Трансстрой» экс-министра транспортного строительства СССР Владимира Брежнева. В 2007 году Брежнев продал компанию Дерипаске, а к 2009 году Кузнецов остался единственным представителем команды Брежнева в «Трансстрое». Новый владелец назначал в компанию «своих людей». Одним из них может считаться Алексей Баранцев: с Олегом Дерипаской он с середины 90-х, руководил ключевыми для «Русского алюминия» Братским и Красноярским заводами. Потом, после покупки олигархом автомобильных активов, Баранцев возглавил крупнейший из них—ГАЗ.

Хотя самый громкий проект Баранцева в автопроме провалился—Volga Siber, модель, запущенную на базе Chrysler Sebring, никто не хотел покупать,—в строительстве он проявил себя как эффективный менеджер. «Главстрой» вышел из пике, удалось решить проблему с кредиторами, в том числе и с самым настырным—Альфа-банком.

 

А кроме того, по инициативе Баранцева была запущена программа «Чистые руки». За год в компаниях, подконтрольных менеджеру, удалось поймать пять мелких жуликов. Снижение результатов «Трансстроя»—у компании с 2008 года падает выручка, а в этом году она второй раз подряд стала убыточной—дало повод и там провести проверки на предмет хищений. Кто ищет, тот всегда найдет. Сейчас «Главстрой» подозревает своего топ-менеджера Ивана Кузнецова в том, что он вывел из компании более 300 млн рублей.

Первый эпизод заключается в том, что 31 марта 2008 года Кузнецов выбрал в подрядчики компанию «Экогазинформ». В распоряжении Newsweek оказалась копия договора «Трансстроя» с «Экогазинформом». В договоре оговаривается сумма сделки в 140 млн рублей. Предмет договора—выполнение подрядчиком ряда инжиниринговых работ при строительстве Эльгинского месторождения угля в Якутии. «У нас в штате были специалисты, способные выполнить работы, указанные в договоре. Однако Кузнецов почему-то предпочел найти стороннюю компанию»,—объясняют в «Главстрое». Там обращают внимание на перечень работ, который компания оплатила по договору. Например, маркетинг общероссийского рынка стройматериалов. Или участие в разработке планов и мероприятий по сохранению окружающей среды. «Очень неконкретно»,—говорит пресс-секретарь «Главстроя» Виталий Королев.

К тому же в январе 2009 года к этому договору было заключено дополнительное соглашение на общую сумму 50 млн рублей. По мнению «Главстроя», в результате «стоимость работ многократно превысила среднерыночную», а Кузнецов, действуя в сговоре с руководством «Экогазинформа», вывел деньги на счета подставных фирм.

Аналогичная история: 11 января 2010 года Кузнецов от имени ЗАО «Инжиниринговая корпорация “Трансстрой”» (дочка «Трансстроя») заключил договор с ООО «Фирма ИКЭМ». Подрядчик пообещал разработать конкурсную документацию для комплекса по перегрузке сжиженного газа в порту Усть-Луга. Стоимость работ—142 млн рублей. Владельцами компаний-подрядчиков были жена и сын бывшего замглавы Миннефтегазстроя СССР Валентина Павлюченко, с которым Кузнецов знаком с середины 80-х. Компании на запросы Newsweek не ответили, с Кузнецовым связаться не удалось. «Главстрой» и здесь подозревает сговор. «К тому же у нас имелись специалисты, способные выполнить ту же работу за меньшую стоимость»,—говорит Королев.

 

Документы о сомнительных сделках легли на стол акционеру. А Олег Дерипаска в тот момент стоял перед непростым выбором, считает политолог Станислав Белковский. Тучи начали сгущаться уже после аварии в новом порту Сочи. И становилось только хуже: один контракт сорвался, второй. Теперь еще скандал с «Тоннельным отрядом №44», строящим трассу Сочи–Джугба. И надо либо брать всю ответственность за сочинские провалы на себя, либо переводить стрелки. Публично признаться в том, что тебя несколько лет обворовывал собственный менеджер,—удар по репутации, но это лучше, чем брать на себя и порт, и дорогу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+