Первопроходцем нового вида российской благотворительности стал Роман Абрамович (2-е место в списке Forbes 2009 года), который еще в 2000-м прописался в Анадыре, столице Чукотки. Впрочем, тут играли роль мотивы не столько благотворительные, сколько прагматические — известного бизнесмена назначили губернатором, а губернатор обязан быть прописан в регионе, которым управляет.
Затем последовали другие. В 2007 году миллиардер Сулейман Керимов (13-е место) прописался в дагестанском Дербенте и в следующем году заплатил более 2,5 млрд рублей налога на доходы физических лиц (НДФЛ) только за 2007 год. Это составило примерно 35% от всех налоговых поступлений республики. Город получил около 40% этой суммы.
Александр Несис (33-е место), а также его партнеры Алексей Гудайтис и Николай Добринов три года назад прописались в городе Тихвине Ленинградской области — там у принадлежащей Несису группы ИСТ были ферросплавный завод и и машиностроительный завод «Титран». В 2008 году ИСТ продала Тихвинский ферросплавный завод «Мечелу», и налог с полученного дохода Несис заплатил в бюджеты района и города.
По данным НОМОС-банка, партнеры заплатили в бюджет города и области свыше 3 млрд рублей, городу досталось 39% этой суммы. Деньги были потрачены на ремонт больницы, установку пластиковых окон в школах (программа энергосбережения) и ремонт дорог.
В 2009 году заплатить НДФЛ в малых городках решили возглавлявший список Forbes Михаил Прохоров, а также бывшие совладельцы сокового завода «Лебедянский» Николай Борцов и его сын Юрий (57-е и 71-е места соответственно).
Прохоров прописался в поселке Еруда Северо-Енисейского района Красноярского края, рядом с этим поселком расположен Олимпиадский ГОК принадлежащей Прохорову золотодобывающей компании «Полюс». В результате Северо-Енисейский район перевыполнил план по сборам налогов на 900%. В 2008 году Прохоров закрыл несколько крупных сделок, в том числе завершил продажу своего пакета акций «Норникеля» акционерам «Русала». В итоге сумма НДФЛ получилась колоссальной — около 16 млрд рублей.
Проблема в том, что непосредственно поселку согласно бюджетному кодексу остается только 10% суммы НДФЛ, еще 30% получает район, остальное уходит в область. А в случае Прохорова поселок и район получили менее 2% заплаченной миллиардером суммы. Остальное ушло в край, «на всякое фуфло и белиберду эти деньги потратили», пожаловался Forbes Ишмурат Гайнутдинов, глава Северо-Енисейского муниципального района, к которому относится Еруда. Подробнее читайте об этом в интервью чиновника.
Отец и сын Борцовы в 2008 году закрыли сделку по продаже своего холдинга компании PepsiCo. НДФЛ общим размером около 3 млрд рублей они тоже предпочли заплатить там, где прописаны, — в городе Лебедянь Липецкой области.
В отличие от Гайнутдинова из Северо-Енисейского района, глава Лебедяни Александр Ишутин доволен: «Огромное спасибо Николаю Борцову, что эти деньги заплатил, никуда не увел. Нам досталось около 300 млн, из них 155 млн ушло на строительство новых современных очистных сооружений для города. Остальное — на дороги, трубы и прочее. Очень, очень кстати пришлось, а то и не знаю, как бы мы этот вопрос решали», — радуется он. В Липецкой областной администрации Forbes не смогли сообщить, на что потратили деньги Борцовых. «Средства в бюджет поступают и тратятся обезличенно», — заявили в финансовом отделе областной администрации.
«В общем, конечно, муниципальный уровень у нас недофинансирован, это факт, — говорит генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. — Возможно, муниципалитетам следовало бы выделять больше средств от НДФЛ. Муниципальная реформа у нас только началась, и муниципалитеты зачастую финансово беспомощны». Но все деньги оставлять муниципалитетам не нужно, отмечает эксперт: «Муниципальный уровень бюджета самый коррумпированный».