К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Я сказал американцам, что пришел с миром»

«Я сказал американцам, что пришел с миром»
Как Михаил Прохоров собирается превратить худшую команду НБА в чемпиона лиги

В мае 2010 года совет управляющих Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) одобрил покупку российским миллиардером Михаилом Прохоровым клуба New Jersey Nets. Прохоров стал первым иностранным собственником клуба НБА, владельцем худшей по итогам прошедшего сезона команды лиги. Печальные результаты клуб показывает не только на спортивной площадке: по оценке американского Forbes, при выручке $92 млн операционный убыток New Jersey Nets составил $13,9 млн (данные по сезону 2008/2009, более свежих нет).

За $200 млн Прохоров (его интересы в сделке представляла компания Onexim Sports and Entertainment Holding USA) приобрел у структур девелопера Брюса Ратнера 80% долей в New Jersey Nets и 45% в проекте по строительству нового стадиона для клуба — Barclays Center. Также соглашение включает опцион для Onexim на приобретение 20% долей в проекте Atlantic Yards — строительство жилых комплексов в районе стадиона. О том, что он собирается делать с командой, Михаил Прохоров рассказал в интервью Forbes.

О покупке клуба

— Когда вы впервые задумались о покупке клуба НБА?

 

— Мечтать мы начали в 2003–2004 году на уровне кухонных разговоров: мол, хорошо бы купить команду НБА, там круто. А перешли к реальности, когда прошел слух, что компания Cablevision (владелец Madison Square Garden Arena, баскетбольного клуба New York Knicks и хоккейного New York Rangers, а также ряда кабельных сетей) находится в тяжелом финансовом состоянии. Наши знакомые инвестиционные банкиры сказали, что скоро будет ее разделение и есть возможность купить вместе Knicks, Rangers и Madison Square Garden. Естественно, мы стали изучать вопрос, но выяснили, что разделить компанию на спорт и кабельные сети нельзя.

— А в случае с New Jersey Nets как дела обстояли?

 

— Вышли те же самые люди. Позвонили и сказали, что есть возможность приобрести команду, которая переедет из Нью-Джерси в Нью-Йорк. После этого Брюс Ратнер приехал в Москву, мы с ними переговорили и стали заниматься сделкой.

— А какие-нибудь еще варианты вам предлагали?

— Понимаете, когда живешь в Москве, хочется команду в сопоставимом городе. Нью-Йорк по энергетике cхож с Москвой — чувствуешь себя в том же поле. Другое место я не рассматривал.

 

— Расскажите о девелоперской составляющей этой покупки. Высказывалось предположение, что именно недвижимость заинтересовала вас при покупке New Jersey Nets, а команда шла к ней неким довеском?

— Когда мы рассматривали проект, то исходили из того, что сама команда при правильном управлении является бизнесом. Поэтому наша идея была купить команду и параллельно войти в девелоперский проект. Мы посчитали, что надо быть акционером арены, где будет играть команда, поэтому у меня 45% в Barclays Center. С точки зрения всего остального — у меня есть опцион на 20% на вхождение в проект Atlantic Yards. Честно говоря, мы его посмотрели, но пока глубоко не копали. Воспользуемся ли мы опционом, я пока не знаю.

— Как вы смогли убедить руководство лиги дать разрешение на покупку New Jersey Nets, в чем ваша «фишка»?

— Никакой особой «фишки» не было. Это раздутая история. У меня абсолютно прозрачный бизнес. Все на сайтах висит. Понятно, чем я владею. Но когда приходит первый иностранец, естественно, СМИ уделяют повышенное внимание тому, что происходит. И любое сказанное слово имеет высокий эмоциональный интерес. С этим приходится жить. Спорт — это серьезное шоу. Неудивительно, что любые события, слухи, сплетни вызывают серьезный интерес. Это часть игры.

Особенности Бруклина и финансы

— Среди других североамериканских лиг в НБА самое низкое число новых команд, когда-либо выигрывавших чемпионский титул. Что вы с вашей новой командой можете предложить лиге, учитывая репутацию бизнесменов-россиян, которые достают толстый кошелек и скупают всех и вся?

 

— Я сказал американцам, что пришел с миром. Они, по-моему, поверили. На самом деле я не очень согласен с подходом, что выигрывают одни и те же. Конкуренция очень высокая, но, как и во всяком бизнесе, от профессионализма менеджмента многое зависит. Возьмите команду San Antonio Spurs. Так называемая школа Грегга Поповича. Они за последние 12 сезонов четыре раза побеждали в НБА. Но самое главное, он создал династию менеджеров и тренеров. Кстати говоря, тренер, которого мы пригласили, также прошел школу Поповича. Здесь сочетание нескольких факторов. Первое, я считаю, у нас правильная стратегия — это вторая баскетбольная команда в Нью-Йорке. Это огромный мегаполис — 26 млн человек. Это огромное количество туристов. Уже большая удача, что удалось приобрести команду, которая скоро переедет в Нью-Йорк. Баскетбольные команды неплохо капитализируются. Я надеюсь, что актив, который я приобрел за $200 млн, в течение пяти лет будет стоить точно больше $1 млрд. Вошли мы очень вовремя, тогда, когда надо. Второе — необходим профессиональный менеджмент. Как front office, который занимается сделками, так и тренерский штаб. У нас есть различные варианты. Надо просто найти лучших людей и дать им работать. Тех задач, которые озвучены, никто не отменял: со следующего сезона мы должны попадать в плей-офф.

— Не боитесь постоянно плестись в хвосте New York Knicks, как это происходит в Лос-Анджелесе, где есть фаворит Los Angeles Lakers и есть Los Angeles Clippers?

— Я считаю, что условия Лос-Анджелеса сильно отличаются от условий Нью-Йорка. Бруклин, как говорят сами американцы, это вообще отдельная страна. Это центр иммиграции. Там уникальная энергетика. Несколько десятков миллионов человек, которые сейчас живут в США, прошли Бруклин. Когда я был в разных городах, ко мне подходили люди и говорили: «Мы — бруклинцы, давайте нам Nets, и мы будем за них болеть». Я считаю, что команда Nets имеет уникальный шанс стать всеамериканской, потому что огромное количество людей прошли Бруклин. Ни у одного клуба за пределами своего штата нет своего фан-клуба. Я думаю, мы будем первыми, кто попробует сделать фан-клубы по всей Америке. Это будет уникальная концепция: фан-база по всей стране. На первом этапе мы будем открывать фан-клубы в штатах наиболее тесного проживания бруклинцев. Это будет дополнительно более правильно и сильно позиционировать команду.

— Каким будет название команды после переезда в Бруклин?

 

— Сейчас пока не могу озвучить. Но документы уже поданы в НБА. Реально переименование произойдет в сезоне 2012 года.

— В каком объеме вы планируете финансировать команду?

— Структура сделки такова, что до переезда в Бруклин мы планировали определенный дефицит бюджета, он заложен в структуру сделки. С момента, когда команда переезжает в Бруклин, она становится прибыльной.

— Какую прибыль она будет приносить через два года?

 

— Миллионов двадцать. По консервативной оценке.

— Вы планируете выходить за потолок зарплат, ведь это подразумевает дополнительные налоговые выплаты? 

— Это абсолютно разные вещи: прибыльна ли команда и плачу ли я налог на роскошь. Не исключено, что в этой части может многое поменяться в рамках обсуждения нового контракта лиги с профсоюзом игроков. Но за потолок я выходить не собираюсь.

О поиске главного тренера

— Как вы выбирали главного тренера?

 

— У нас было несколько кандидатур. Но мы сошлись на том, что Эвери Джонсон — самый лучший. Во-первых, у него самый лучший процент выигранных матчей в истории НБА: 70% за три сезона. Во-вторых, он очень голодный до больших побед. В этом мы с ним совпадаем. Еще очень важный момент: в связи с тем, что у нас в команде очень много молодежи, нам нужен был coaching coach. Нужен был главный тренер, который умеет выводить молодых игроков на следующий уровень. Эвери Джонсон — такой тренер.

— Тренер-легенда Chicago Bulls и Los Angeles Lakers Фил Джексон, когда его спрашивали о перспективах, говорил, что Nets мог бы быть для него интересным проектом…

— ...И он хочет выпить со мной водки. Но только я водку не пью — вот в чем проблема. Может, поэтому и не сложилось (смеется). Это еще, кстати, один из стереотипов, что если русский — то развод какой-то. Будем ломать стереотипы.

— Какие вообще стереотипы в лиге вокруг вас?

 

— Не знаю. Мне очень комфортно. Я проблем не испытываю.

— Для вас этот проект только бизнес или имидж тоже?

— Когда речь идет о бизнесе в спорте, не может не примешиваться страсть, любовь. Именно поэтому в этом конкретном бизнесе надо быть максимально аккуратным, чтобы страсть и любовь к баскетболу не перевесили бизнесовую целесообразность. Это зависит от баланса интересов у меня внутри. Здесь я буду относиться к себе с большим пристрастием.

Как создать команду

— Какова ваша стратегия по построению чемпионской команды?

 

— Чемпионом можно стать быстро — это наш «план А», а можно постепенно идти к намеченной цели — «план B». «План А» подразумевал приглашение в команду одной или двух суперзвезд из трех — это Леброн Джеймс, Крис Бош, Дуэйн Уэйд. Причем из всех игроков, ставших свободными агентами (игроки с закончившимися контрактными обязательствами, за которых не нужно платить прежнему клубу. — Forbes), нас интересовали только эти. Мы начали реализовывать эту стратегию — расчистили платежную ведомость, но уже 3 июля у меня было понимание, что необходимо действовать по «плану B» — медленно, в течение пяти лет строить новую команду. Мы на этом этапе берем неплохих игроков, которых можно потом обменять в другой клуб. Например, такого известного и мощного игрока, как Амаре Стаудемайр, который по максимальному контракту пошел играть в New York Knicks, очень сложно обменять, ведь его зарплата — $17 млн. Мы хотим гибкости, иметь крепких игроков, но тех, которых в Америке называют tradable asset. Поэтому сейчас мы спокойно занимаемся своей пятилетней программой по выстраиванию чемпионской команды. Если бы нам нужна была команда, которая просто входит в пятерку, стратегия была бы гораздо проще. Но нам нужна именно чемпионская команда.

Хороший пример — Detroit Pistons, чемпион лиги 2004 года. Вроде в команде нет звезд, но есть команда-звезда. Наш «план B» по стратегии больше похож на эту модель, когда нет запредельных зарплат, но так подобраны игроки, что команда очень глубокая, с большой скамейкой.

— Но такой план мечтает осуществить, наверное, любая команда лиги. Почему именно у вас получится?

— Зачем тогда лезть, если думаешь, что не получится.

 

— Detroit Pistons показывал достаточно скучную игру. А блеклая игра — это меньше болельщиков, меньше телерейтинги…

— Вы первую модель ставите в противоречие со второй. У меня нет стены между двумя моделями. Во второй модели, «плане B», в команде вырастают мегазвезды и она начинает развиваться по первой модели. Одно другого не исключает. Когда работаешь в шоу, конечно же, нужны звезды. Но все бывает в некотором смысле по-разному. Можно продавать одну звезду, а можно продавать несколько человек, которые являются звездами, когда они собираются вместе.

Звезды НБА, фан-клубы и критики

— Как проходили ваши переговоры со звездами лиги — Леброном Джеймсом, Крисом Бошем и Дуэйном Уэйдом?

— Встречи происходили в Кливленде и Чикаго. Я встречался по отдельности с каждым из игроков. Мы излагали нашу концепцию. Крис Бош, например, назвал нашу презентацию наиболее impressive, как он сказал. Но когда я анализировал расклад, то понял, что для всех них понятная баскетбольная часть, возможно, сейчас превалирует. Тем более они сейчас находятся под впечатлением возможного локаута. Видимо, в рамках всего этого, несмотря на то что их сильно заинтересовала наша презентация, все они приняли решение играть за Майами.

 

— Вы говорите, что Джеймс, Бош и Уэйд верят, что будет локаут. А вы верите, что он будет?

Мне сложно предсказать. Но мы сделали анализ концепта лиги. Если посмотреть на бизнес-структуру НБА в целом, то она выглядит мощно и правильно. Но если посмотреть на балансы отдельных клубов, то они в год суммарно теряют от $200 до $400 млн. И долго это продолжаться не может. Мне кажется, что нынешняя система недостаточно четко учитывает реалии. Есть о чем разговаривать.

— Друг Леброна Джеймса, музыкант и ваш младший партнер по New Jersey Nets рэпер Jay-Z помогал его уговорить?

— Jay-Z был вместе с нами в некотором смысле. У них с Леброном нормальные дружеские отношения. Он искренне пытался как акционер команды максимально помогать. Но это не российский или европейский баскетбольный рынок, здесь серьезная конкуренция. И поэтому у меня повышенный энтузиазм. В некотором смысле путь к чемпионству лежит не через один план. У нас даже есть «план С».

 

— И в чем он заключается?

— Это пока секрет. Это то, что по-английски называется the element of surprise from Russia. Но мы пока не будем его использовать. У нас «план B» успешно развивается.

— А что вы говорили звездам в своей презентации?

— Мы сделали довольно фундаментальную презентацию. Начиная с того, как клуб будет развиваться в глобальной экономике, до чисто баскетбольных тем. Мы планируем сделать New Jersey Nets первым глобальным брендом, используя то, что я — первый иностранец, владеющий клубом НБА. Мы хотим сделать такие же фан-клубы по всему миру, как, допустим, у Manchester United и Real Madrid.

 

— Не очень понятно, почему я, находясь, например, в России, должен болеть за New Jersey Nets?

— Вы знаете, какой процент от зрителей на стадионах составляют спортивные фанаты? 12% против 88%. Все остальные приходят тусоваться, потому что это модно, круто, прикольно. Наша задача состоит в том, чтобы привлечь эти 88%. Для этого в каждой отдельной стране будет продаваться своя собственная история New Jersey Nets. Если сама НБА является мировым брендом, то на сегодня в лиге нет ни одного клуба, который живет по законам мирового бренда. А в футболе есть — Manchester United, Real Madrid. Chelsea потихонечку идет по этому пути. Объем аудитории НБА — два миллиарда человек, в футболе — четыре миллиарда. Тем не менее в футболе еще 20 лет назад были мировые бренды, а в баскетболе — нет. Почему бы Nets не стать первым из них?

— В следующем году заканчивается контракт у Андрея Кириленко, единственного русского баскетболиста в НБА. Вы будете приглашать его в команду?

— Давайте дождемся следующего года. Если вы сейчас посмотрите на платежную ведомость, то у Андрея в этом году зарплата $17 млн.

 

— Вы в принципе намерены экономить на приобретении новых игроков?

— Я намерен платить адекватную цену.

— После вашего приобретения американского баскетбольного клуба в России появились критики, говорившие, что лучше эти деньги направить на развитие отечественного баскетбола.

Одно другому не мешает, а ровно наоборот. Меня вряд ли можно обвинить в непатриотизме к нашему спорту: поддерживал, поддерживаю и буду поддерживать. Помимо биатлона у меня работает фонд, который поддерживает молодых талантливых спортсменов. А с точки зрения НБА мы уже говорили о том, что хотим использовать опыт и доступ к определенным технологиям, чтобы на базе ассоциации студенческого баскетбола эти технологии внедрить. Из 100% спортсменов, оканчивающих российские баскетбольные школы, только 1% оказывается рядом с баскетболом, а 99% уходят в песок. Если у нас будет сильная студенческая лига, есть высокий шанс, что из этих 99% будут появляться хорошие игроки. Владение командой НБА даст возможность сдвинуть с мертвой точки систему подготовки молодых игроков и студенческую лигу. Отставание детского и юношеского баскетбола у нас очень существенно. Неслучайно, что, кроме Андрея Кириленко, у нас больше нет ни одного игрока, который мог бы играть в НБА.

 

— Если через пять лет капитализация New Jersey Nets достигнет $1 млрд, как вы и прогнозируете, но команда не добьется чемпионского титула и вам предложат ее продать, вы согласитесь? Допустим, я бы сделал вам предложение.

— Делайте сейчас тогда. От вас только сейчас его приму.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+