Выборы: может ли мудрое меньшинство победить невежественное большинство?
Надо ли ходить на выборы? Один из главных тезисов противников участия в российских выборах — думающее меньшинство не в состоянии противостоять поведению и голосованию пассивного большинства. Оно, это большинство, говорят скептики, уникально в нежелании оценивать политиков рационально, исходя из собственных долгосрочных интересов или интересов социальной группы. Из-за этого те, кто готов принимать осознанные решения на выборах, никак не влияют на итоговые результаты.
Экономист Брайан Каплан может обрадовать (или огорчить) пессимистов. В издательстве ИРИСЭН на русском языке выходит написанная им в 2007 году книга «Миф о рациональном избирателе». Главными оппонентами автора, работающего в Университете Джорджа Мэйсона, являются экономисты, которые в США рассчитывают на рациональное поведение избирателей и властей. Подвергая сомнению эту теорию, Каплан опровергает и российские мифы.
Во-первых, наш избиратель совсем не уникален в выборе нерациональной стратегии голосования. Рассматривая поведение электората в развитых странах, Каплан находит, что избиратели, которые теоретически должны принимать разумные решения, в большинстве случаев делают совершенно иррациональный выбор. Демократия, несмотря на сложившиеся политические институты, часто не в состоянии воспрепятствовать иррациональному поведению людей. Примеры? Самый яркий и «вечный» из них — протекционизм. Можно много раз с цифрами на руках доказывать преимущества конкуренции, но большинство все равно верит в необходимость защиты условного аризонского производителя курятины. «На суждения людей оказывают сильное влияние эмоции и идеология. Протекционистское мышление сложно искоренить, поскольку оно доставляет людям удовольствие», — пишет Брайан Каплан.
«Люди хотят верить в то, во что верят другие», — констатирует Каплан. Порой сложно определить, когда и почему возникли подобные взгляды. Однако эти воззрения оказывают непосредственное влияние на результаты выборов. Спрос электората накладывается на сиюминутные интересы политиков. Политики вынуждены принимать популярные, но достаточно глупые решения, чтобы потрафить сторонникам. В противном случае они скоро перестанут быть политиками.
Каплан отмечает, что на Западе образованные (то есть лучше понимающие ситуацию) люди ходят на выборы реже, чем малообразованные. В результате во власти появляются неподготовленные люди и принимаются неразумные решения. Знакомая ситуация, не правда ли? Но что делать избирателю, если он понимает ошибочность поведения большинства, голосующего за национального лидера, который проводит безответственную политику временщиков?
Отстраниться — самое простое и, увы, нерациональное решение. Появление на выборах малочисленной, но подготовленной группы населения может изменить ситуацию. Негативные эффекты невежества избирателей не линейны. «Представьте себе ситуацию, когда информирован только 1% избирателей. Остальные 99% настолько глупы, что голосуют случайным образом. Статистика показывает, что при многочисленном электорате каждый кандидат получает около половины случайных голосов. Оба кандидата могут рассчитывать примерно на 49,5%. Но для победы они должны сфокусировать усилия на одном человеке из 100, который хорошо информирован. Кто же выиграет? Тот, кто получит наибольшее количество голосов хорошо информированных избирателей». Этот результат называется «чудом агрегирования». Звучит как рецепт алхимика: «Смешайте 99 частей глупости с 1 частью мудрости и получите смесь того же качества, что и чистая мудрость».
Применительно к России эти расчеты грешат большим количеством допусков. А если у электората есть только один кандидат, а все остальные с помощью манипулятивных технологий могут превратиться в математически незначимую величину? И что делать, если власть направленно формирует то самое иррациональное, невежественное большинство? Но, описывая развитые демократии, Брайан Каплан отмечает, что «демократия дает равное право голоса избирателям мудрым и не очень мудрым. Но мудрые избиратели определяют политику». Может быть, здесь, в России, мы недооцениваем силу мудрого избирателя и именно на это и направлена главная манипуляция режима?