К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Экономика спроса или экономика предложения?

Экономика спроса или экономика предложения?
Правительство ищет экономическую модель для России

В начале 2011 года российское правительство в лице премьера Владимира Путина обратилось к экспертному сообществу с запросом о формировании новой, посткризисной концепции экономической политики. Высшей школе экономики и Российской академии народного хозяйства и государственной службы предложено сформировать «экспертные площадки», на которых обсуждались бы проблемы социально-экономического развития страны. Далее на этой основе предлагались бы решения для будущей правительственной программы. Это реальный спрос. Но это и реальный вызов, ответ на который продемонстрирует, насколько состоятельным является наше экспертное сообщество в принципе.

Перед нами стоит задача не только ответить на существующие вопросы, но в ряде случаев — сформулировать эти вопросы. Основная сложность в том, чтобы осмыслить новые реалии, которые проявились в ходе глобального кризиса. Наше экономическое мышление в основном сформировалось на основе кризиса 1998 года, механизмов выхода из него и динамичного экстенсивного роста 2000–2007 годов.

Если оставаться в этой парадигме, то задача формирования повестки экономической политики выглядит достаточно просто: надо взять «программу Грефа» 2000 года, убрать из нее то, что было реализовано (порядка 40% предложений), актуализировать и немного уточнить повестку — и можно рапортовать о выполнении поручения. Между тем все гораздо сложнее.

 

Мировой экономический кризис поставил ряд новых проблем. Обычно крупные кризисы заставляли страны и их правительства изменяться в соответствии с новыми вызовами. Однако на этот раз ведущие страны действовали скоординированно, что не позволило кризису разрастись. Были предотвращены многие бедствия, но в то же время приостановлена структурная и институциональная адаптация экономик к новому этапу социально-экономического роста. Так что в дискуссиях о новой модели роста необходимо обсуждать реальные альтернативы развития, альтернативные институциональные и структурные решения. Глобальный кризис создает больше степеней возможности для выбора моделей экономической и социальной политики.

С этой точки зрения перед Россией открываются два варианта развития. Причем выбор остается за политической элитой и должен быть сделан в ближайшее время.

 

Первый вариант предполагает развитие существующей модели роста и ее адаптацию к появляющимся вызовам. Государство в этой конструкции является основным источником роста и как источник ключевых финансовых ресурсов, и как нейтрализатор «рыночной стихии», и как держатель ключевых институтов, необходимых для экономического роста. Основные элементы этой модели — социальная и политическая стабильность в обществе, высокие и растущие цены на углеводороды, наращивание бюджетных расходов как важнейшего источника спроса, постепенное повышение налогов, сохранение значительного инфляционного потенциала, усиление роли адресных решений в противовес созданию общих правил игры.

Второй вариант предполагает усиление роли частных источников роста (фирм и домохозяйств). Они должны замещать и постепенно вытеснять государство из предпринимательской зоны. Государство должно создавать максимально благоприятные условия для функционирования частных экономических агентов, стимулировать их интерес к развитию, то есть предложение товаров и услуг на рынке.

Выбор между экономикой спроса и экономикой предложения лежит в основе характерной для всего ХХ века дискуссии между кейнсианскими и неоклассическими моделями роста. Еще более актуальна эта тема для стран с развивающейся экономикой (или стран догоняющей модернизации). Анализируя опыт Германии и России второй половины XIX — начала XX веков, Александр Гершенкрон показал, что в условиях догоняющего развития государство должно брать на себя компенсацию рыночной неопределенности и особенно слабости только зарождающихся рыночных институтов, не прошедших проверку временем. Однако последующее развитие событий показало, что за это избыточное вмешательство государства обществу приходится платить немалую цену. «Большое государство» закостеневает и с какого-то момента времени становится препятствием для современного экономического роста, и преодоление этого препятствия требует немалых ресурсов, а то и жертв.

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+