Почему турецкая Botas отказалась от продления газового контракта c «Газпромом»
Турецкая государственная трубопроводная компания Botas проинформировала «Газпром» о том, что не будет продлевать соглашение о поставках российского природного газа по так называемому западному маршруту (через Украину, Румынию и Болгарию), сообщает РИА Новости. Вызвано это тем, что «не удалось достичь договоренности по пропорциям желаемой скидки».
А ведь еще в июне этого года на собрании акционеров руководство «Газпрома» доложило об успехах, связанных с правильностью ценовой политики компании на европейских рынках. «Мы проявили твердость на переговорах по ценам с нашими клиентами», — сообщил глава газового холдинга Алексей Миллер. Правда, Алексей Борисович промолчал о том, что еще за полгода до собрания «Газпром» потерял контракт с Хорватией стоимостью около $0,5 млрд в год. Прошло три месяца, и «твердая позиция» «Газпрома» дала новую трещину: теперь от портфеля экспортных контрактов компании откололся еще один кусок объемом 6 млрд куб. м и стоимостью около $2,5 млрд в год (в сегодняшних ценах).
Отказ Турции от продления контракта с «Газпромом» был вполне ожидаем. Лет 10-15 назад компания Botas очень сильно переоценила будущие потребности в природном газе и заключила слишком много импортных контрактов. Сейчас представился удобный случай откорректировать газовый баланс за счет снижения объемов импорта самого дорогого газа, поставляемого из России. Энергетической безопасности Турции ничего не угрожает. Два оставшихся российско-турецких контракта предусматривают поставки в объеме 24 млрд куб. м в год, что на фоне прошлогоднего объема — 18 млрд куб. м — выглядит более чем достаточным. Третий контракт, доводивший суммарные поставки до 30 млрд куб. м, был явным перебором.
В отказе от продления контракта есть и положительные для «Газпрома» стороны. Во-первых, это приведет к росту экспорта по самому выгодному для монополиста беспошлинному маршруту — газопроводу Blue Stream, который в прошлом году был загружен только на половину мощности. Во-вторых, увеличение объемов поставок по Blue Stream приведет к повышению загрузки газопроводов в Центральной части Турции, в которых не останется излишков пропускной способности для транспортировки азербайджанского газа по плану ВР.
Разумеется, потеря еще одного контракта — это негативная новость, которая вызывает еще больше вопросов к гигантской программе «Газпрома» по строительству газопроводов. После ввода в строй двух ниток Nord Stream и завершения проекта South Stream суммарная мощность экспортных газопроводов будет доведена до 318 млрд куб. м в год. При этом «Газпром» указывает, что гарантированный законтрактованный объем экспорта в период с 2020-го по 2025 годы составляет 158 млрд куб. м в год. Я полагаю, что в этот объем включен упомянутый турецкий контракт.
Понятно, что выбор ценовой политики не мог быть сделан без благословления премьера. Год назад Владимир Путин задал сам себе хороший вопрос: «Что выгоднее компании — проявить большую гибкость и пойти на уступки и сохранить объемы рынка, либо занять жесткую позицию, не уступать и согласиться с частичной потерей этого рынка?» Судя по ответу, премьер является сторонником жесткой позиции, но благоразумно возлагает всю ответственность на руководство «Газпрома». Тогда Владимир Путин добавил, что нужно дать команде Миллера пройти этот путь. Как мы видим, путь вниз уже начался.