Десять лет назад в России началась вторая волна либеральных реформ. Точкой отсчета можно считать момент внесения в правительство «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года» (далее — Стратегия), которую подготовил Центр стратегических разработок (ЦСР). Чтобы разрабатывать стратегии развития на предстоящие десятилетия, важно понимать, как выполнялась программа, срок действия которой истекает в этом году. ЦСР и Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (АНХ) провели оценку результатов ее реализации.
Особенностью подготовки Стратегии было не только вовлечение в работу широкого круга экспертов различных специализаций — такая практика была распространена уже в советское время, — но и публичный характер дискуссий по основным вопросам еще на ранней стадии разработки. Еще одна инновационная черта — делегирование этой работы на уровень специально созданной негосударственной некоммерческой организации, ЦСР.
Подготовка Стратегии велась под руководством Германа Грефа. Здесь как нельзя кстати пришлось редкое сочетание его умения сплачивать и воодушевлять, восприимчивости к новому, чутья на компетентность и профессионализм, способности держать удар и отстаивать позицию. Эти качества помогли создать ядро команды, которая в дальнейшем активно участвовала в реализации Стратегии.
Еще до внесения в правительство из официального текста Стратегии был изъят один из ключевых разделов, касающийся реформы государства. Раздел был детально проработан, но сохранился только в экспертном варианте. Тем не менее он реализовывался наряду с другими разделами.
Строго говоря, официально проект Стратегии так и не был утвержден правительством. Летом 2000 года прошло лишь его предварительное рассмотрение, завершившееся одобрением проекта «в целом». Предполагалось, что его официальное утверждение произойдет после всесторонней доработки. Однако работа над проектом приостановилась и не была доведена до логического завершения.
Оценка реализации Стратегии велась по двум направлениям. Первое — по выполнению конкретных мер. Каждая мера оценивалась с точки зрения того, реализована она или нет, и если да, то в какой степени.
Меры, предусмотренные Стратегией, были реализованы примерно на 36% (таблица I). Раздел «Реформа власти», а также самый большой по числу мер раздел «Модернизация экономики» продвигались лучше всего. Раздел «Реформа социальной сферы» реализован на уровне ниже среднего.
Уровень реализации мер внутри разделов оказался гораздо менее ровным. Например, в разделе модернизации экономики неплохо продвигались дела в бюджетной политике, в реформировании налоговой системы, в развитии финансовых рынков. Но весьма неважно — в сфере рынков земли и недвижимости, таможенной политики и в сфере инновационной экономики.
В сфере естественных монополий реформы тоже шли далеко не единым фронтом. Реформа электроэнергетики в целом была реализована в соответствии с положениями Стратегии. Реформа железнодорожной отрасли реализована примерно наполовину. В газовой отрасли не было сделано почти ничего.
Другой пример незавершенных реформ — совершенствование таможенной политики. Поначалу, в соответствии с замыслом Стратегии, были предприняты энергичные усилия по корректировке таможенного тарифа и совершенствованию таможенного администрирования. Но в середине десятилетия работы в сфере таможенного администрирования замедлились, а по отдельным аспектам вернулись в исходное положение. В результате Россия занимает одно из последних мест в мире по эффективности экспортно-импортных операций и таможенного администрирования.
В социальной сфере дальше всего продвинулись реформы образования и пенсионного страхования. Хуже обстояли дела в здравоохранении и оказании социальной помощи.
В реформе власти оказался наибольший разброс результатов. С одной стороны, в области федеративных отношений и местного самоуправления первоначальный перечень мер был реализован почти полностью. Это не означает, что результаты реформы соответствовали ожиданиям, но почти все меры были реализованы на практике. Минимален оказался прогресс во всем, что касается правоохранительной деятельности. По сути дела, эта повестка почти полностью переносится на следующее десятилетие реформ.
Мы также провели анализ достижения целей, обозначенных в Стратегии. Из десяти стратегических целей были достигнуты только три (см. Рисунок I, степень достижения обозначена красным цветом). За 10 лет резко вырос уровень жизни населения и снизилась бедность, был удвоен ВВП и обеспечена платежеспособность государства. Последняя цель в некотором смысле была даже перевыполнена, поскольку в момент разработки Стратегии–2010 никто не мог ожидать столь быстрого сокращения уровня государственного долга, появления столь значительных бюджетных профицитов и создания внушительных резервных фондов. Возможно, после изнурительного десятилетнего кризиса 1990-х именно эти цели оказались наиболее значимыми в краткосрочном плане.
К сожалению, по большинству других целей, не менее значимых для успешного долгосрочного развития, прогресс был весьма ограничен, если вообще имел место. Не произошло значимых прогрессивных сдвигов в структуре экономики, отсутствует безусловное исполнение законов. О реальном достижении поставленных целей свидетельствует и то, что лозунг модернизации экономики снова выдвигается в качестве главного долгосрочного приоритета, хотя именно этими словами был назван крупнейший и наиболее успешно выполненный раздел Стратегии-2010.
Почему программа реформ, де-факто принятая на вооружение руководством России, оказалась реализованной лишь на треть? Мы видим три возможных объяснения.
Во-первых, половинчатость мер часто давала несоразмерно худший результат. Классический пример — реформа государственной службы. С самого начала она замышлялась как компромисс между сторонниками традиционного, «государственнического» подхода, предполагавшего сохранение ключевых принципов работы советского госаппарата, и сторонников «сервисного» государства, открытого и ориентированного на удовлетворение потребностей общества. Мероприятия программы реформирования государственной службы, подготовленной в рамках компромисса, были реализованы примерно наполовину, что является немалым достижением на фоне большинства других реформ. Но, несмотря на огромный объем проделанной работы, ее результаты не отразились на практической деятельности государственных органов.
Во-вторых, некоторые меры попросту не оправдали ожиданий. Например, большие надежды возлагались на конкурсные закупки для государственных нужд. С формальной точки зрения их внедрение проходило достаточно успешно. Но исследования показывают, что существенных изменений к лучшему в плане эффективности госзакупок не произошло. Аналогичная ситуация сложилась с переходом федеральных органов власти на трехуровневую систему управления. На перестройку были затрачены огромные усилия центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти. Но практически ничего в работе системы государственного управления не изменилось в лучшую сторону.
В-третьих, цели, которые были провозглашены в Стратегии-2010, не во всем соответствовали реальным приоритетам общества и государства. Типичный пример — интеграция в мировую экономику. Эта цель была провозглашена. Но, будем откровенны, на протяжении всего прошедшего десятилетия ни для российского общества, ни для федеральных властей эта цель настоящим приоритетом не являлась. В плане реализации мер по присоединению к ВТО был проделан огромный объем работы, но к ВТО присоединиться так и не удалось, а вклад России в мировую торговлю ограничивается главным образом экспортом сырья и продуктов его переработки.
Михаил Дмитриев — президент ЦСР
Алексей Юртаев — руководитель группы проектов ЦСР