Дефицит информации — первое, с чем сталкивается любой акционер, решивший вступить в спор с корпорацией.
Руководители корпораций понимают, что чем больше информации они раскрывают, тем больше вероятности, что кто-то обнаружит мухлеж в отчетности. И поскольку, к большому сожалению, мухлеж — краеугольный камень корпоративного управления в России, можно утверждать, что общее правило всех менеджеров касательно раскрытия информации звучит так: НЕ ДАВАЙТЕ ИМ НИЧЕГО.
В Законе об акционерных обществах приведен список документов, которые общество обязано хранить и предоставлять акционерам по их требованию.
Вот этот нудный перечень, пробегите его глазами:
договор о создании общества;
устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы общества;
положение о филиале или представительстве общества;
годовые отчеты;
документы бухгалтерского учета;
документы бухгалтерской отчетности;
протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
отчеты независимых оценщиков;
списки аффилированных лиц общества;
списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
А теперь подводный камень.
Смотрите на последний пункт: «иные документы… бла-бла-бла».
Строго говоря, общество обязано предоставить акционеру вообще любой документ. Все, что есть на бумаге. (Могут быть исключения, связанные с государственной и коммерческой тайной, но они сейчас не важны.) С маленьким уточнением: Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 (а это наш перечень — А. Н.) настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Исходим из того, что у нас, миноритариев, 25% акций крупного общества нет (хотя это ведь совместный проект с Forbes... может, у кого-то есть). А значит, мы не можем получить
- бухгалтерскую документацию,
- протоколы заседаний правления.
Все остальное можем. В теории.
На практике доблестные Эффективные Менеджеры абсолютно любую документацию о хозяйственной деятельности предприятия относят к бухгалтерской.
Вы запрашиваете данные об объекте, стоимость которого, как вам кажется в три раза выше рыночной. Вам отвечают: извините, это бухгалтерская документация. Ведь сметы, расчеты и прочее в конечном итоге нашли отражение в балансе.
Абсурд? Конечно.
Но судьи, специализирующиеся в области телефонного права, в 99% случаев поддержат Эффективных Менеджеров.
Например, «Роснефть», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» отказались предоставить мне данные о сотрудничестве с подозрительно успешным швейцарским нефтетрейдером Gunvor именно на этом основании. И были поддержаны судом.
«Транснефть» отказалась раскрыть получателей миллиардных благотворительных пожертвований. И тоже выиграла в суде.
«Газпром» наотрез отказывается предоставлять мне и другим акционерам документацию своих весьма подозрительных торгов по отбору подрядных организаций.
Но есть и хорошая новость. Один весьма любопытный документ нам обязаны предоставить в любом случае.
Называется он «протокол заседания Совета Директоров (Наблюдательного Совета) общества». Там часто можно найти кое-что интересненькое.
Будете смеяться, но в половине случаев и его не предоставляют. Я, например, после запросов и долгой возни смог получить протоколы от «Газпрома» и Сбербанка. Но не знаю ни одного человека, который умудрился бы получить их в «Транснефти», «Газпромнефти» или «Сургутнефтегазе».
Товарищи эти даже не прибегают ни к каким юридическим уловкам. Просто тупо не дают и все.
Итак, проводим эксперимент.
Запрашиваем протоколы Советов Директоров и Наблюдательных Советов в следующих компаниях:
«Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «ИНТЕР РАО ЕЭС», Сбербанк, ВТБ, «РусГидро», «Лукойл».
Для вашего удобства я подготовил бланки запроса в каждую из этих компаний. Перечень не исчерпывающий, можете использовать образец для обращения в любое акционерное общество.
Я перечислил компании, в которых я сам являюсь акционером.
Обратите внимание на строки запроса:
«На официальном сайте компании, расположенном по адресу http://www......, не содержится информации, позволяющей указать их внутренние реквизиты, однако указанный мной временной интервал позволяет однозначно идентифицировать необходимые документы».
Это сделано для того, чтобы противостоять мелкому жульничеству, которое применяют некоторые компании. Они отвечают обычно так: мы бы и рады дать вам документ, но не понимаем, что вы просите. Укажите дату и номер документа.
Понятно, что ни номера, ни даты мы знать не можем.
То же касается оплаты. Где-то не компостируют мозги и не требуют денег за копии. А вот «Роснефть» пользуется этим правом и торжественно присылает квитанцию на суммы типа 16 рублей 27 копеек.
К каждому запросу обязательно должна прилагаться выписка со счета депо, подтверждающая, что вы акционер. Чаще всего ее безо всяких проблем можно взять у брокера, через которого вы покупали акции.
После этого у компании не останется юридических оснований отказать в предоставлении копии необходимого нам документа.
И в конце февраля мы либо вывесим на нашем сайте протоколы, либо подадим в суд на каждую компанию, которая нарушила наши права.
Заодно составим своеобразный рейтинг законопослушности и оперативности монстров экономики РФ.
Дерзайте.