Совет Федерации подвел черту под попыткой монополизировать рынок объемом в несколько миллиардов рублей. Сенаторы одобрили 25 ноября поправку к закону о платежных терминалах, вокруг которой шла нешуточная лоббистская борьба.
Предыстория конфликта такова. В этом году через 180 000 точек по стране только за мобильную связь будет уплачено около 700 млрд рублей. Бурное развитие на этом рынке давно беспокоило власти в связи с тем, что через терминалы могут отмываться деньги, и банкиров, вынужденных делиться комиссионными с новичками.
После долгих споров в мае 2009 года Госдума приняла закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который обязал владельцев платежных терминалов оснастить их контрольно-кассовой техникой (ККТ), позволяющей отслеживать прохождение денег. Но, как выяснилось в дальнейшем, в законе были учтены интересы всех, кроме самих участников рынка — владельцев платежных терминалов.
Летом 2009 года, сразу после принятия закона, налоговые органы перестали ставить новые терминалы на учет, ссылаясь на то, что в них отсутствовала предусмотренная новым законом ККТ. Заминка была в том, что, по мнению налоговиков, список ККТ, отвечающий требованиям закона, должен содержаться в специальном госреестре, который ведет Министерство промышленности и торговли.
27 августа Минпромторг по обращению компании «Сервисплат» дал толкование положений закона в части применения ККТ. В письме министерства сказано, что модели ККТ, включенные в госреестр по состоянию на 20 августа 2009 года, «не подлежат применению в платежных терминалах» и должны быть заменены.
Меньше чем через месяц Минпромторг издал приказ от 17 сентября 2009 года, включив в реестр разрешенных к использованию ККТ два аппарата: MSTAR-TUP-K (выпускается компанией «Мультисофт») и ЯРУС-01К (выпускается фирмой ЯРУС). Участников рынка такая оперативность поразила, ведь обычно процедура включения в реестр занимает не менее полугода. Поразила и отсылка к продукции конкретных производителей. Их озабоченность выразил председатель думского комитета по финансовым рынкам Владислав Резник. В письме депутата к генпрокурору Юрию Чайке от 14 октября 2009 года утверждается, что фирмы ЯРУС и «Сервисплат» (в ответ на обращение которой Минпромторг издал письмо от 27 августа) связаны с одной и той же компанией — ЗАО «Штрих-М».
За установку ККТ, одобренной Минпромторгом, участникам рынка пришлось бы платить по 37 000 рублей. Более 80% терминалов приема платежей принадлежит индивидуальным предпринимателям, оперирующим сетями, в которые входит не более 20 таких устройств. Учитывая, что в среднем по России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, доход на один автомат колеблется, по данным Региональной ассоциации участников рынка мгновенных платежей, в пределах 4000-6000 рублей в месяц, владельцам платежных терминалов грозили серьезные финансовые трудности. Зато инициаторы лоббистской компании могли рассчитывать на выручку около 7 млрд рублей.
Этот расчет оказался неверен. Депутат Госдумы Раиса Кармазина внесла в Госдуму законопроект, разрешающий владельцам платежных терминалов использовать любые ККТ, содержащиеся в реестре Минпромторга, а не только те две модели, которые министерство утвердило 17 сентября. По подсчетам разработчиков законопроекта, затраты бизнеса на изменения действующих в терминалах ККТ не превысят 10 000 рублей.
После бурных дискуссий Дума приняла закон в трех чтениях, а вчера его одобрил Совет Федерации. Борьба шла до самого последнего момента: накануне пленарного заседания финансовый комитет верхней палаты склонялся к тому, чтобы перенести рассмотрение документа на 16 декабря. Противники законопроекта могли бы использовать паузу для его торпедирования. Это решение было переиграно только в последний момент — к глубокому удовлетворению владельцев терминалов.
Автор - руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, доцент Высшей школы экономики