К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Coca-Cola уходит из России: что происходит на самом деле

Фото Zuma / TASS
Фото Zuma / TASS
На прошлой неделе появилась информация об уходе компании The Coca-Cola из России. Но собеседники Forbes уверены, что речь идет только о прекращении выпуска основных брендов — Coca-Cola, Fanta и Sprite. Продавать свои 10 заводов в России компания не намерена, а в ближайшее время может даже запустить новый бренд

«Паника», — написала 22 июня в своем Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) телеведущая Ксения Бородина. К посту прилагалась фотография, на которой звезда реалити-шоу «Дом 2» продемонстрировала, что скупила два десятка упаковок диетической Coca-Cola. Перед этим в интернете разошлись фотографии Coca-Cola, произведенной в Киргизии (там она называется «Классикалык») и обнаруженной в одном из магазинов Екатеринбурга. 

Так интернет-пользователи реагируют на новость об уходе Coca-Cola с российского рынка, появившуюся на прошлой неделе. К самой новости немало вопросов — непонятно, идет ли речь только о популярных брендах газированных напитков, которые есть в портфеле Coca-Cola, или же компания планирует полностью избавиться от российских активов и юрлица «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Forbes разбирался, что стоит за новостью.

Что случилось

Первым об уходе Coca-Cola в четверг, 16 июня, сообщило агентство Reuters. В заявлении компании, на которое ссылается агентство, говорилось, что швейцарская Coca-Cola HBC (она управляет продажами в России) и ее клиенты «находятся в процессе истощения складских запасов», а когда они иссякнут, компания «больше не будет производить или продавать Coca-Cola или другие бренды Coca-Cola Company в России».

 

В тот же день «Фонтанка» сообщила, что заменой Coca-Cola и Fanta будут напитки Funky Monkey Cola и Funky Monkey Orange. Издание ссылалось на участников некой презентации, которую провела Coca-Cola. Следующей новостью с этого мероприятия стало сообщение (тоже от «Фонтанки») о том, что место Sprite займет бренд Laimon Fresh. 

Что здесь не так

В публичном доступе нет официального заявления Coca-Cola об уходе с российского рынка. На сайте российского представительства компании до сих пор можно найти лишь заявление от 8 марта о том, что в ответ на «спецоперацию»* России на Украине The Coca-Cola Company приостанавливает свою деятельность в России. Reuters в своей заметке ссылается на заявление компании, поступившее в редакцию после публикации новости о том, что напитки Coca-Cola продаются в ресторанах McDonald's, работающих по франшизе в Санкт-Петербурге, вместо того, чтобы уйти с рынка. 

 

Презентация Funky Monkey и Laimon Fresh не имеют никакого отношения к Coca-Cola, утверждает источник Forbes на рынке безалкогольных напитков, знакомый с положением дел в компании. Эти бренды принадлежат компании «Юнайтед боттлинг груп». Она известна также как бывший производитель слабоалкогольного коктейля «Ягуар», продажи которого в 2015 году были запрещены в Москве, а в 2018-м — по всей России. На запрос Forbes в «Юнайтед боттлинг груп» не ответили.

Что происходит с заводами Coca-Cola в России

В России The Coca-Cola Company владеет десятью заводами — в их числе и фабрики производителя соков «Мултон» (бренды Rich, «Добрый»), которого компания купила в 2005 году. На предприятиях в 2020 году работало более 7000 сотрудников. 

В российском офисе The Coca-Cola Companу не ответили на запрос Forbes о том, как работают заводы и что их ждет в будущем. «Деятельность компании в России приостановлена. Это все, что я могу сказать», — сообщил Forbes представитель Coca-Сola по телефону.

 

Даже после заявления компании о приостановке деятельности в России региональные СМИ свидетельствовали, что предприятия продолжают работать. «Фонтанка» писала, что завод в Санкт-Петербурге принимает заказы и осуществляет доставку. Нижегородский портал NewsNN сообщал, что местный завод «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (на нем трудоустроено более 1100 человек) также продолжает работу и даже получает штрафы от госинспекции труда.

Слухи о полном уходе Coca-Cola из России преувеличены, считает источник Forbes, знакомый с положением дел в компании. По его словам, заводы на продажу не выставлены. «Они [сотрудники российского офиса Coca-Cola] пока сидят тихо, никого еще не уволили», — говорит другой собеседник. «Очевидно, что закрывать или продавать заводы компания не будет. Они остаются», — уверен гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

«Но то, что прекращается выпуск основной линейки напитков — это факт», — говорит Бурмистров. Источник Forbes на рынке безалкогольных напитков называет остановку производства основной линейки (Coca-Cola, Fanta, Sprite) вынужденной, связанной с проблемами с поставками концентратов. В связи с этим партнеры Coca-Cola, например крупные сети фастфуда, вынуждены искать замену этим напиткам. Бурмистров говорит, что концентрат, который есть сейчас на фабриках, закончится к августу.

«Уже есть информация о том, что мы скоро увидим новый бренд и новую рецептуру, — отмечает Бурмистров. — Компания ведет переговоры с торговыми сетями. Конечно, не будет рекламы, а маркетинговые бюджеты пойдут на продвижение нового бренда только в торговых залах сетей». Было бы абсолютно логично оставить на рынке локальные бренды и запускать новые продукты специально для российского рынка, уверен источник Forbes на рынке.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+