По Шелковому пути: как российские продукты выйдут на крупнейший рынок мира
Forbes выяснил, каким образом крупные московские производители продуктов питания смогут получить места на полках 16 крупнейших торговых сетей КНР. Агентом выступит платформа продажи российских продуктов на территории Китая «Эпиньдо» (EPINDUO), средства выделит некоммерческая организация Московский экспортный центр (МЭЦ). За первый год работы объем может превысить 300 млн рублей.
Из Москвы в Китай
«Этот проект — результат совместной работы Московского экспортного центра и «Эпиньдо», теперь у многих производителей впервые появился шанс выложить свой товар на полки китайских супермаркетов», — рассказала Forbes Анастасия Тарасевич, гендиректор платформы «Эпиньдо». Стороны договорились об этом с 16 крупнейшими торговыми сетями в Китае. Среди партнеров — крупнейшие ретейлеры: Carrefour, OLE, City Super, 7-Eleven, Hema Fresh, Lawson и др.
О готовности МЭЦ профинансировать размещение и продвижение столичных производителей сельхозпродукции в китайских торговых сетях сообщал 26 июля департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы. Речь шла о продукции московских компаний для супермаркетов Шанхая. Конкретные производители, с которыми собирался работать МЭЦ, в сообщении не назывались.
Космос, зеленая энергетика и Китай: во что инвестировать состоятельным клиентам в 2021 году
«МЭЦ запустил ряд эффективных программ по продвижению московских брендов на онлайн-площадках КНР, а сейчас планирует полностью профинансировать размещение 20 компаний с пищевой продукцией на полках магазинов Шанхая», — пояснили в пресс-службе Московского экспортного центра. Размер своих расходов МЭЦ на раскрывает.
«Эпиньдо» будет отвечать за отношения и риски работы с сетями. Сейчас идет процедура анализа заявок и отбора компаний, говорит Тарасевич. По ее словам, заинтересованность высказали «Плодоимпорт» (выпускает консервированные овощи под брендом «Дядя Ваня»), кондитерская фабрика «Тореро», производитель напитков и снеков «Черноголовка» и др. Товары начнут продаваться с Китае осенью этого года. «Мы рассчитываем, что объем продаж за первый год превысит 300 млн рублей», — говорит Тарасевич.
Онлайн-платформу «Эпиньдо» запустили в 2016 году, ее создатели — Центр по сотрудничеству с Россией при ассоциации CODA при комитете реформ КНР, китайская корпорация «Амур Сириус» и частные китайские инвесторы. Среди них, в частности, Тао Жань, председатель совета директоров корпорации «Сириус» и председатель ТПП провинции Хэйлунцзян, и Юй Вей — коммерсант, сделавший состояние на бизнесе с логистикой с Россией. С 2016 года в «Эпиньдо» инвесторы вложили 230 млн рублей.
Цель «Эпиньдо» — увеличить импорт сельхозпродукции из России в Китай. Сегодня это крупнейшая платформа продажи российских продуктов на территории Китая, включающая в себя сеть розничных магазинов и электронную торговую площадку. В 2019 году платформа подписала соглашение с Российским экспортным центром на управление Российским национальным магазином, который находится на площадке Tmall. Оборот продаж «Эпиньдо» в прошлом году составил 1,5 млрд рублей, из них на онлайн приходится 793 млн рублей.
Московский экспортный центр создан правительством Москвы в форме автономной некоммерческой организации. В задачи МЭЦ входит увеличение числа московских экспортеров и реализация проектов по развитию их внешнеэкономической деятельности. Помощь предпринимателям оказывается на безвозмездной основе при условии, что юрлицо находится на территории Москвы и не имеет налоговых задолженностей.
Сильный сосед: как заработать на экспорте товаров в Китай
Уйти от консигнации
Многие российские компании испытывают трудности с выходом в офлайн-каналы Китая. «Торговые сети там работают по консигнации, то есть непроданный товар возвращается поставщику за его счет. Доставлять его обратно в Россию очень дорого, а если не вернуть, могут возникнуть проблемы с валютным контролем», — рассказывает Тарасевич. Кроме того, все документы необходимо оформить в соответствии с китайским законодательством, в том числе зарегистрировать торговую марку и тщательно продумать упаковку товара. Порог входа в китайский ретейл достаточно высок, к тому же обязательны расходы на продвижение и акции, продолжает она, да и найти в отделе закупок нужных людей — тоже задачка не из простых.
Информацию Forbes о готовности работать через программу МЭЦ и «Эпиньдо» подтвердили и производители. «Очень хотелось бы попасть в розничные сети, так как китайский покупатель уже отчасти знаком с нашей продукцией. Ее можно купить онлайн, и продажи идут хорошо: компания продает до 1000 товарных единиц в час (во время промоакций). В основном это то, что понятно жителям КНР, — маринованные огурцы и линейка острых перцев. Эти продукты мы бы хотели представить и в торговых сетях», — говорит Виталий Дулиенко, директор по развитию торговой марки «Дядя Ваня».
Руководитель направления экспортных продаж производственной компании «Тореро» Ильфак Бадгетдинов говорит, что в Китай планируется поставлять вафельные изделия под брендом «Веселый Тоша». «Наша продукция была доступна лишь в онлайне, выход в супермаркеты станет следующим большим шагом к дальнейшему продвижению брендов компании в этой стране», — сказал он.
Российские товары имеют большой потенциал, считает представитель отдела закупок сети 7-Eleven Чжоу Юн. «Китайские потребители уверены, что все, что производится в России, качественное и является экологически чистым продуктом. Наши покупатели всегда стремятся попробовать что-то новое», — отмечает он.
За новым поворотом. О трудностях выстраивания эффективного сотрудничества с Китаем
Пятая часть глобальных калорий
Китай с населением 1,44 млрд человек — крупнейший рынок продовольствия в мире. Руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин оценивал долю мирового потребления пищевой продукции Китая в 22%, а объем рынка — в $8,1 трлн. При этом общий объем торговли сельхозпродукцией между Китаем и Россией в 2020 году достиг рекордного уровня $5,55 млрд, сообщало в январе «РИА Новости» со ссылкой на Министерство коммерции КНР. В частности, экспорт такой продукции в Китай из России в прошлом году вырос на 13,7%, до $4,09 млрд.
Сейчас в Китае онлайн можно купить российские сладости, муку, масло, кондитерские изделия, алкоголь, мороженое. Но для импортных продуктов получение доступа в КНР — непростая процедура.
«Китайский рынок очень жесткий для поставщиков, а для иностранных поставщиков практически невозможный, — рассуждает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. — Но у россиян шансы есть». По его словам, на китайском рынке очень важно понимание специфики: вкусовых предпочтений, особенностей упаковки, рекламы и продвижения. Для российских производителей целесообразно думать об офлайн-ретейле, если их товары уже успешно продаются онлайн, а значит, знакомы китайскому покупателю и адаптированы под его потребности, полагает Бурмистров. Китайский рынок большой и динамично растущий за счет увеличения среднего класса и роста доходов населения. «При этом готовая еда стоит дешево, а качественные продовольственные товары (особенно молочные и мясные продукты, кондитерские изделия), напротив, достаточно дорогие, — замечает Бурмистров. — Поэтому при эффективной ценовой политике у российских поставщиков даже с учетом высоких издержек есть хорошие шансы».
По итогам 2020 года товарооборот России и Китая сократился в годовом выражении на 2,9% и составил $107,76 млрд. Об этом сообщал ТАСС со ссылкой на главное таможенное управление КНР. Импорт российских товаров и услуг в КНР сократился на 6,6%, до $57,18 млрд. До этого года товарооборот между странами рос год от года. По итогам 2016 года он увеличился на 2,2% (по отношению к 2015 году), до $69,52 млрд. В 2017 году этот показатель вырос на 20,8%, до $84,07 млрд, в 2018 году — на 27,1%, превысив $107 млрд, а в 2019 году — на 3,4%, до $110,75 млрд.