Прошедший «День холостяка» стал худшим за четыре года по тратам россиян на китайских маркетплейсах
Аналитики «ЮMoney» (ранее — «Яндекс.Деньги») посчитали, сколько россияне потратили в этом году во время распродаж — в «День холостяка». Если в прошлом году число покупок во время распродаж увеличилось в 38 раз по сравнению с обычным днем, что было рекордом последних четырех лет, то в 2020 году — только в 11 раз. Скромные показатели 2020 года аналитики «ЮMoney» объясняют изменением покупательского поведения: «Режим самоизоляции приучил россиян к интернет-шопингу, и часть товаров они уже купили в течение года. В этом году все крупные онлайн-площадки уже проводили распродажи, чтобы привлечь больше покупателей». Количество платежей в ходе минувшей распродажи по сравнению с тремя обычными днями выросло в семь раз.
Средний чек россиян c 11 по 13 ноября на маркетплейсах Китая составил 1704 рубля (около €21). Это в 1,5 раза больше, чем в обычные дня октября, говорят аналитики «ЮMoney». Средний чек по сравнению с 11 ноября 2019 года вырос на 31%, количество транзакций осталось примерно таким же, так что можно сделать вывод, что общий оборот вырос, по оценкам сервиса, почти на треть. Больше всех на китайские товары тратили покупатели в Омске (средний чек — 1992 рубля), в Казани (1978 рублей), в Уфе (1844 рубля), в Москве (1821 рубль), Челябинске (1800 рублей).
«День холостяка» появился в Китае в 1990-х. Масштабные распродажи с 11 ноября в 2009 году начала устраивать китайская корпорация Alibaba (владеет онлайн-площадками Taobao, Tmall и AliExpress). С «Дня холостяка», или Всемирного дня шопинга, начинается серия крупнейших распродаж года. Следующей глобальной осенней распродажей станет «черная пятница». Она начнется 27 ноября и продлится все выходные.
День вхолостую: почему не стоит ждать рекордов от ноябрьских распродаж в этом году
В Китае продажи Alibaba Group в этом году на 11 ноября установили новый рекорд. По итогам акции было продано товаров на 498,2 млрд юаней ($75,1 млрд). Прошлогодний рекорд продаж — $38 млрд — был побит в первые 30 минут распродажи. В этом году акции, приуроченные ко «Дню холостяка», действовали на платформах Alibaba не только 11 ноября, но и с 1 по 3 ноября, чтобы дать потребителями больше возможностей, сообщала пресс-служба Alibaba Group.
Как прошли распродажи на российских площадках
Российские интернет-магазины тоже экспериментируют с китайской моделью распродаж, но их результаты пока скромнее, указывают аналитики «ЮKassa». В дни китайских распродаж средний чек на российских площадках составил 4770 рублей — на 20% больше, чем в обычные дни октября. При этом оборот в дни распродаж вырос на 32% по сравнению с обычными днями, а количество платежей — на 10%.
С каждым годом российские площадки демонстрируют более впечатляющую динамику, чем китайские: во время ноябрьских распродаж оборот и число платежей у российских маркетплейсов выросло в 5,1 и 4 раза соответственно по сравнению с 2019-м. Больше всех в российских интернет-магазинах тратили жители Ростова-на-Дону — в среднем по 5692 рублей, в Челябинске — 5245 рублей, в Красноярске — 5123 рубля, в Омске — 5074 рубля, в Новосибирске — 5004 рубля. Жители Москвы потратили в среднем 4903 рубля.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в октябре этого года крупнейшим по аудитории игроком среди российских площадок стал Wildberries — 125 млн человек. У AliExpress — 107,4 млн, у Ozon — 63,9 млн.
AliExpress — единственная платформа, которая раскрыла полные данные по покупкам россиян. За время распродажи на «AliExpress Россия» с 11 по 13 ноября покупатели потратили 19,3 млрд рублей. Это на 12% больше, чем год назад: тогда компания отчиталась о продажах на 17,2 млрд рублей. Только за первый час в этом году пользователи купили товаров почти на 4 млрд рублей. Самым популярным товаром стал смартфон Xiaomi. В топ-5 также вошли еще один смартфон Xiaomi, iPhone 11 и iPhone XR, а также ноутбук Huawei.
По данным аналитиков «Сбера», количество покупок, которые сделали клиенты «Сбера» на AliExpress в «День холостяка» в этом году, в 12,3 раза выше, чем в любой другой день с начала сентября. Возможно, это связано со снижением порога беспошлинного ввоза товаров с €500 до €200, которое произошло в начале этого года, отмечают аналитики «Сбера».
Довольны продажами и Wildberries. В акции, которая проходит на площадке с 5 ноября по 13 ноября, по данным на середину дня 13 ноября, приняли участие более 5,3 млн уникальных пользователей (по сравнению с прошлым годом аудитория выросла в 2,5 раза). Активнее всего приобретали на Wildberries бьюти-товары, одежду, продукты питания, аксессуары и нижнее белье. 11 ноября онлайн-площадка достигла максимального показателя по заказам — их число составило 2,3 млн за сутки, в то время как год назад их было чуть более 900 000. Сколько всего россияне потратили на площадке за время распродажи, представитель Wildberries не раскрыл. Один из поставщиков, сотрудничающих с площадкой, в первые дни старта распродажи (началась на Wildberries 5 ноября) обвинил маркетплейс в принудительном выставление скидки на товары даже тех производителей, которые не планировали участвовать в акции. По его словам, в случае отказа продавца от участия в распродаже площадка грозила прекращением размещения товаров поставщика. «Участие в распродаже является добровольным, продавец сам принимает решение, участвовать или нет», — ответили Forbes в пресс-службе Wildberries.
Не раскрывает данные об общих тратах россиян и Ozon. В компании отметили, что в этот раз в акции участвовали 1,8 млн товаров, а оборот от продаж категории «Одежда и красота» вырос на 128%, FMCG — на 74%, «Электроника и крупная бытовая техника» — на 121% по сравнению с прошлым годом. В этом году самыми активными покупателями стали клиенты из регионов — наибольшие доли в обороте пришлись на Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург.
На Joom однодневная распродажа «11.11» прошла с девятикратным ростом продаж в России (по сравнению показателями продаж в обычный день). Это почти вдвое лучше прошлогоднего результата, уточняет представитель компании. Средний чек вырос на 8%.
Почему на фоне падения доходов жителей России продажи маркетплейсов растут? С 2014 года доходы россиян накопленным итогом снизились почти на 15%, а расходы в домохозяйствах остались прежними, рассуждает Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер». По его словам, рост продаж в категории товаров длительного пользования (бытовая техника, одежда, обувь, мебель и так далее) объясняется рядом локальных тенденций. Во-первых, отложенный спрос — домохозяйства экономили в ожидании второй волны коронавируса и накопили некоторые ресурсы. Во-вторых, в России появились дешевые кредиты после цикла снижения ставки Центробанка и замедлилась инфляция. Наконец, среди потребителей могут сохраняться остаточные панические настроения относительно ослабления рубля (например, с начала года доллар вырос на 25%). Все эти факторы влияют на рост продаж, но являются, несомненно, временными тенденциями, заключает Нигматуллин.
В ожидании «черной пятницы»
Онлайн-ретейлеры уже строят большие планы на следующую распродажу — «черную пятницу». Снижения спроса не будет, считают в Ozon. «В этом году компания начала pre-sale уже 16 октября — к главной распродаже года мы готовимся заранее», — рассказывает Павел Кобелев, руководитель направления «Промо» в Ozon. По его словам, клиентам нравятся многодневные акции, что позволяет спланировать расходы, подробнее познакомиться с ассортиментом и вернуться за повторными покупками в удобное время. В этом году распродажа стала масштабнее, в ней участвуют новые категории, например товары для дома и мебель, говорит Кобелев.
Большая скидка: 12 главных лайфхаков для «черной пятницы»
«Черная пятница» уже стартовала на Wildberries с 18 часов 16 ноября и завершится 29 ноября. Скидки начинаются от 35%. В распродаже представлено около 5 млн артикулов — от продуктов питания, аксессуаров, одежды, обуви до электроники, бытовой техники и мебели. «Интерес к акции высокий как со стороны покупателей, так и продавцов, поэтому мы ожидаем не менее успешных результатов акции, чем в прошлом году», — говорит представитель Wildberries. Компания ожидает повышенный интерес к одежде, электронике, косметике и книгам, так как это отличная возможность купить новогодние подарки по привлекательным ценам, продолжает он.