30 сентября Госдума смягчила бюджетное правило на 2021 год. Сейчас объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые могут направляться на расходы бюджета, определен на уровне 585 млрд рублей ежегодно. Принятый закон увеличивает эту сумму до 1,46 трлн рублей в 2021 году. На такую меру власти решили пойти на фоне пандемии коронавируса, которая потребовала дополнительной поддержки россиян. Forbes попросил экономистов оценить последствия этого шага для экономики.
Опрошенные Forbes экономисты сходятся во мнении, что влияние окажется нейтральным или положительным. Ждать ускорения динамики ВВП не стоит, считает директор Финансового центра СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов. «Еще до решения Госдумы было очевидно, что Минфин будет расширять расходы в следующем году», — говорит он, - «Поэтому принятые решения по бюджету не стали новостью для рынка и не должны никак повлиять на курс рубля в среднесрочной перспективе». С ним согласен старший директор аналитической группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Эрик Ариспе: «Мы не ожидаем влияния на курс в результате официального утверждения Думой временного ослабления бюджетного правила, поскольку ранее об этом было объявлено Минфином».
Положительное влияние на курс рубля отмечает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина. Тем не менее, колебания курса возможны из-за геополитических причин, считает она. О том, что на курс скорее влияют внешние причины, в частности риск дополнительных санкций США в отношении России, говорит и Ариспе. В случае риска инфляции, отмечает Суслина, ЦБ должен использовать сдерживающие инструменты: «Поскольку сейчас на движение курса рубля оказывают влияние не только экономические, но и политические факторы, то вклад этого решения в колебания национальной валюты будет не столь существенным. В любом случае, если курс рубля начнет сильно ослабляться, и ЦБ увидит риск роста инфляции, у регулятора есть инструменты, чтобы нейтрализовать этот эффект».
При расчете предельного уровня нефтегазовых расходов власти будут исходить из прежних прогнозов объема добычи нефти, которые не учитывают сделку ОПЕК+, которая привела к существенному снижению добычи. Принятый Госдумой закон также продлевает право правительства использовать средства ФНБ в следующем году на финансирование дефицита бюджета в пределах 1% ВВП. «Что касается влияния на восстановление экономики, то многое зависит от того, насколько объем расходов будет достаточным для поддержания желательных темпов роста. Технически Минфин предполагает, что экономика в любом случае будет восстанавливаться, и поэтому планирует относительно консервативные расходы в 2021 и 2022 годах. Как бюджетные проектировки повлияют на темпы экономического роста, оценить пока сложно», — говорит Шибанов.
Увеличение расходов, которое произойдет в результате временного ослабления правила, позволит тратить больше, хотя и не решит всех проблем, связанных с необходимостью поддержки экономики, считает Суслина. По ее мнению, учитывая нынешний низкий уровень инфляции, на ценах это решение негативно не скажется.