Изъять 1,7 трлн рублей: сколько российский бюджет может получить от балансировки налоговой системы
Звучит цинично, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Потребовались санкции, пандемия, резкое падение ВВП и доходов бюджета страны, чтобы правительство озаботилось балансировкой налоговой нагрузки.
«Важно помнить, что бюджет — это документ не о цифрах, а о людях, направленный на решение конкретных проблем в жизни людей. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика», — заявил на этой неделе на заседании правительства Михаил Мишустин.
Будем надеяться, что премьер сказал то, что сказал, а не то, что хотелось бы всем услышать. Навести порядок в налоговой политике России давно пора. Например, нефтяная отрасль обеспечивает несопоставимые с ее долей в экономике страны 45% всех налоговых поступлений в госбюджет. Нефтянка платит налогов в 5 раз больше, чем все остальные сырьевые (рентносодержащие) отрасли вместе взятые.
Если измерять налоговую нагрузку в процентном отношении к конечной цене продукции, то в нефтянке это показатель составляет порядка 60%. Для сравнения, нагрузка «Газпрома» не превышает 40% (наследие премьерства Виктора Черномырдина), а у независимых газовых компаний она едва доходит до 20% (слава лоббистским талантам Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко). В металлургии, золотодобыче и алмазной отрасли доля налогов в цене реализации продукции не превышает 10%.
Налоговая картинка России абсолютно не совпадает с картиной реального производства. Если в развитых странах налоги считаются зеркалом экономики, ты мы живем в королевстве кривых зеркал. Условно говоря, Минфин смотрит в книгу и видит конструкцию из трех пальцев.
Налоговые диспропорции (здесь уместно более крепкое выражение) сложились исторически при вступлении России в ВТО в 2012 году. В последующем они только нарастали в связи со снижением (вплоть до обнуления) экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров (никель, алюминий, медь и др.). Сказать, что виной всему наивность Минфина, значит проявить неуважение к правительственным чиновникам. Чтобы понять это достаточно взглянуть на лоббистские бюджеты выигрывавших от диспропорций компаний.
Для понимания о каких суммах бюджетных потерь идет речь, приведу простейшие арифметические расчеты, буквально на коленке. Если привязать ставки НДПИ к экспортному «нетбэку» выручки сырьевых отраслей страны, то годовой эффект для бюджета составит 1,2 трлн рублей.
1,2 трлн ежегодных потерь бюджета и приобретений частных компаний России. Хотя насчет частных компаний России я погорячился. Большинство (от 90 до 99%) акционеров наших металлургических холдингов являются иностранными (преимущественно, офшорными) резидентами. И это еще один способ легального ухода от налогов и вывода средств за границу.
В последнее время (особенно с вводом санкций и нарастанием кризисных явлений) компании металлургического и золотодобывающего секторов изменили свою дивидендную политику. На выплату акционерам стали направлять весь (100%) свободный денежный поток. Фактически идет процесс обескровливания экономики России и лишения ее инвестиционных перспектив. О каких суммах речь? Только «Полюс», НЛМК, «Норникель» и ММК в прошлом году выплатили иностранным акционерам порядка 470 млрд руб. Аналогичные изменения в своей дивидендной политике произвел и «Лукойл».
И это далеко не все резервы роста. Есть еще банковский сектор, который показывает рентабельность на уровне 50%. А что значит такая рентабельность в банковском секторе? Это значит, что реальный сектор недополучает кредитные ресурсы, или получает их под сумасшедшие проценты.
Банки должны не прибыль пустую гонять по счетам, а инфраструктурно обеспечивать рост реального сектора экономики и занятости населения. В функционале ФРС США записаны эти функции. У нас ЦБ и банковский сектор занимаются фискальными манипуляциями, таргетируют инфляцию, а в реальности отжимают инфляционный доход в собственную прибыль.
Понятно, что перед правительством поставлена жесткая задача. Понятно, что правительство обязано ее выполнить. Понятно, какие объемы средств, которые сегодня идут в обход бюджета, будут брошены на удержание позиций.
Как отмечают в VYGON Consulting, общий потенциал дополнительных изъятий сверхдоходов в результате балансировки российской налоговой системы может составить до 1,7 трлн руб. Именно в эту сумму эксперты оценивают дополнительные бюджетные поступления.
Мнение автора статьи может не совпадать с точкой зрения редакции.