К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Большой малый бизнес: как спасти от кризиса 12 000 российских компаний

Фото Angus Mordant / Bloomberg via Getty Images
Фото Angus Mordant / Bloomberg via Getty Images
Чтобы выполнить задачу увеличения доли малого и среднего бизнеса в стране в полтора раза к 2024 году, необходимо законодательно увеличить пороги выручки и численности работников для субъектов МСП, считает вице-президент «Опоры России» Николай Дунаев

В начале мая Владимир Путин поставил цель правительству России: до 2024 года увеличить численность сотрудников, занятых в малом и среднем бизнесе, с 16 млн до 25 млн человек. В условиях кризиса и пандемии коронавируса все меньше граждан готовы открывать собственное дело. Рынок нестабилен, а макроэкономические последствия предсказать практически невозможно. Поэтому для того, чтобы выполнить цель, нужно поддержать существующий бизнес.

По нашему мнению, для этого необходимо внести изменения в федеральное законодательство — увеличить пороги по численности сотрудников и выручке для субъектов МСП в два раза. Изменения помогут убить сразу четырех зайцев: доступ к господдержке получит намного больше компаний; организации, выжившие в период пандемии, смогут избежать резкого повышения налогов; экспортеры продолжат наращивать объемы с прежними льготами, несмотря на волатильность рубля; а импортозамещение станет более ощутимым и доступным.

Критерии для субъектов МСП были утверждены еще в 2015 году. Порог для средних предприятий составил по годовой выручке 2 млрд рублей и по численности — 250 сотрудников. Тогда валютный курс был на уровне 49 рублей за доллар, сейчас же мы видим курс на уровне 65-72 рублей. Такая существенная разница связывает руки экспортерам и импортозамещающим компаниям, не дает им развиваться — всю выручку поглощают налоги, пошлины и сборы, которые резко вырастают, когда компания уже переросла порог и больше не считается средним предприятием.

 

Те экспортеры, которые занимались поставками за рубеж еще пять лет назад, получают почти в два раза больше рублей на ту же сумму долларов. Рублевая выручка таких компаний растет исключительно из-за падающего курса рубля, а прибыль, наоборот, либо стоит на месте, либо и вовсе снижается. Как только компания перестает считаться средним предприятием, для нее заканчиваются комфортные условия: резко повышаются налоги, льготные ставки по кредитам больше не предоставляются, проверки со стороны контрольно-надзорных органов учащаются.

Аналогичная история складывается и с импортозамещением. После введения экономических санкций против России со стороны Европейского союза и США в 2014 году страна взяла курс на наращивание производства отечественной высокотехнологичной продукции. Однако комплектующие все равно закупаются за границей. Из-за резкого падения курса рубля в 2014 году цены на комплектующие выросли в два, а то и в два с половиной раза. Даже при норме локального производства продукции в 70% суммарный рост цен составляет 15%, но чаще всего процент локализации составляет всего 50%, а значит, и подорожание продукции произошло минимум на четверть.

 

Также нельзя забывать и о том, что произошел существенный рост цен на энергоресурсы — бензин и электроэнергию. Все эти факторы привели к тому, что импортозамещающие компании преодолели порог выручки в 2 млрд рублей и лишились всех льготных программ, налоговых режимов и кредитных ставок. Компании вынуждены направлять прибыль не на наращивание производства, а на уплату долгов.

Все вышеперечисленные проблемы можно решить, увеличив пороги выручки и численности работников для субъектов МСП: для микропредприятий — до 30 человек и годовой выручки 200 млн рублей; для малых предприятий — до 200 человек и годовой выручки 1,6 млрд рублей; для средних предприятий — до 500 человек и годовой выручки 4 млрд рублей. Эти меры облегчат предпринимателям прохождение кризиса и позволят претендовать на меры антикризисной поддержки, о которой объявил Владимир Путин: отсрочку по налогам и страховым взносам, мораторий на банкротство, льготные займы на инвестирование и субсидии на выплаты МРОТ сотрудникам. Нельзя забывать и о нацпроекте по поддержке МСП, согласно которому доля МСП в ВВП страны должна увеличиться с 20% до 32,5% до 2024 года.

По данным Федеральной налоговой службы, на начало июня в реестр МСП входит более 6 млн компаний с 15,2 млн работников. Из них средних предприятий всего около 17 000, и в них работает 1,7 млн сотрудников. Повышение порога по выручке до 4 млрд рублей и численности работников до 500 человек позволит войти в реестр еще примерно 12 000 компаний — активных участников экономического процесса, которым необходима государственная поддержка для преодоления из кризиса и дальнейшего роста.

 

«Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты

«Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты

Фотогалерея ««Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты»
5 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+