К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Уезжай домой»: почему американский миллиардер продает «Рому»

Фото Riccardo De Luca / Anadolu Agency / Getty Images
Фото Riccardo De Luca / Anadolu Agency / Getty Images
Проблемы со строительством стадиона вынудили президента «Ромы» Джеймса Палотту задуматься о продаже клуба. Главный претендент на актив стоимостью в сотни миллионов евро — американский миллиардер Дэн Фридкин

В конце ноября 2019-го футбольный клуб «Рома» официально объявил, что ведет переговоры с несколькими «потенциальными инвесторами». А в СМИ появилась информация и о возможной продаже контрольной доли клуба. Похоже, американский миллиардер Джеймс Палотта, совладелец и президент «Ромы» с начала 2010-х, устал от сложностей итальянского футбола и готов расстаться с проектом. Кто и за сколько станет новым хозяином «Ромы»?

Как американцы купили «Рому»

В 2011 году «Рома» стала первой командой итальянской Серии А с иностранными владельцами: 67% акций клуба за $100 млн приобрела группа американских инвесторов во главе c Томасом Ди Бенедетто. Одним из его партнеров был Джеймс Палотта, основатель инвестиционной компании Raptor Group и совладелец команды НБА «Бостон Селтикс». Год спустя Палотта стал президентом «Ромы» и всерьез взялся за реформы. «Командами надо управлять как предприятиями», — объяснял бизнесмен новую стратегию развития. «Рома» получила новый логотип, завела активные аккаунты в соцсетях, модернизировала мерчандайзинг, сменила экипировщика и солидно подрастила доходы.

В сезоне 2009/10 Deloitte оценивал выручку клуба в €122,7 млн, а в сезоне 2017/18 — в рекордные €250 млн. Финансовый отчет «Ромы» за сезон 2018/19 фиксирует падение доходов до €233 млн — в связи с менее удачным выступлением в Лиге чемпионов. Однако показатели нынешнего сезона, вероятно, будут еще скромнее. В чемпионате Италии 2018/19 «Рома» заняла 6-е место и попала лишь в Лигу Европы, где не столь щедрые призовые. Понимая это, Палотта резюмировал сезон как «полную катастрофу». Но, кажется, у клуба есть проблема и посерьезнее — стадион.

 

Почему у «Ромы» нет своего стадиона

Домашние матчи «Рома» проводит на 72-тысячном Олимпийском стадионе, который делит с другой римской командой, «Лацио». Арена старая, построена еще при Муссолини, и, хотя несколько раз модернизировалась, поле по-прежнему окружено беговыми дорожками, что ухудшает видимость с трибун. Ассортимент премиального сервиса на стадионе тоже ограничен. Кроме того, управляет ареной Олимпийский комитет Италии, а статус арендатора не позволяет «Роме» рассчитывать на доход, сопоставимый с тем, что получают клубы с собственными стадионами. Так, в сезоне 2017/18 Deloitte оценил matchday-выручку «Ромы» в €35,4 млн, а «Ювентуса» с Allianz Stadium — в €51,2 млн.

Именно отсутствие собственной современной арены, по мнению Палотты, мешает экономическому росту «Ромы»: «Нам нужно больше денег, чтобы постоянно конкурировать с крупнейшими клубами, и именно новый стадион поможет нам получить значительно больший доход». Впрочем, это понимали и прежние хозяева «Ромы» — влиятельная итальянская семья Сенси. Первый макет будущей арены был представлен еще в 2009-м. При Палотте Stadio Della Roma превратился в многофункциональный комплекс стоимостью больше €1 млрд: вокруг стадиона на 52500 мест (с возможностью расширения до 60 000 и трибуной для тиффози) планируется разместить офисные здания, учебный центр и торгово-развлекательную инфраструктуру.

 

Палотта активно лоббировал проект с 2014 года, планировал открыть стадион в 2017-м, однако дальше обсуждений дело пока не продвинулось. Бесконечные согласования и экспертизы — экологические, археологические, экономические — задерживают начало работ. Так, в 2017-м Министерство культурного наследия Рима признало ипподром Tor di Valle, на территории которого запланирована стройка, исторической ценностью, что повлекло за собой многочисленные изменения в проекте (например, пришлось отказаться от высотных зданий в бизнес-части комплекса). В 2018-м по обвинению в коррупции был задержан главный конструктор арены Лука Парнаси и несколько его коллег.

В феврале 2019-го финальный проект получил одобрение всех инстанций, мэр Рима Вирджиния Раджи заявила, что строительство можно начинать уже в этом году. Однако старт работ по-прежнему откладывается. В мае 2019-го Палотта возмутился в «Твиттере»: «Я отправил руководителей проекта из Бостона на встречу в Рим, но администрация города оказалась слишком занята. Может, Риму и не нужны современный стадион, большие инвестиции и новые рабочие места».

К концу 2019-го ситуация не изменилась: проект все еще находится в стадии обсуждения. Сейчас главная проблема — транспортная инфраструктура, которая нуждается в модернизации, чтобы справиться с высоким трафиком. Часть затрат по этой статье должны взять на себя местные власти, и руководство «Ромы» ждет подтверждения от администрации региона Лацио.

 

Кто станет новым владельцем «Ромы»

Положительные новости по стадиону важны и для экономики клуба, и для его имиджа. Серьезных спортивных успехов при Палотте «Рома» не добилась — чемпионат не выигрывала, Кубок страны тоже, и лишь раз добралась до полуфинала Лиги чемпионов (2017/18). Кроме того, в 2019-м клуб расстался сразу с двумя легендами. Возрастному капитану команды Даниэле де Росси не продлили контракт, а любимец публики Франческо Тотти, который все 26 лет карьеры футболиста провел в «Роме», уволился с поста директора из-за несогласия с политикой топ-менеджмента. «Американцы завладели «Ромой»… и с тех пор искореняют итальянцев из клуба, — объяснил Тотти свое решение. — Они знали, что я хочу многое предложить команде, но не давали мне возможности».

Естественно, такое не может нравиться болельщикам. На трибунах Олимпийского стадиона регулярно появляются баннеры «Уезжай домой», адресованные американскому владельцу. Хотя, как утверждает Тотти, Палотта руководит клубом из Бостона и редко появляется в Риме.

На фоне этих неоднозначных событий летом 2019-го «Рома» объявила о выпуске облигаций на $300 млн для оплаты кредитов, а осенью появились слухи о возможной продаже клуба. По сообщениям СМИ, Палотта хочет выручить за «Рому» €800 млн, хотя Forbes оценивает клуб в $622 млн.

Главным претендентом на покупку «Ромы» считается хьюстонский консорциум Friedkin Group. Его глава Дэн Фридкин (№504 в списке Forbes; $4 млрд) является владельцем Gulf States Toyota, эксклюзивного дистрибьютора японских автомобилей в нескольких штатах США. По данным итальянских СМИ, переговоры с Фридкиным уже начались и одним из его условий покупки «Ромы» является сохранение нынешней команды управленцев: CEO — Гуидо Фиенга, вице-президент — Мауро Балдиссони и спортивный директор — Джанлуки Петраки. Фридкин, кстати, уже пытался обзавестись спортивным клубом. В 2017-м он участвовал в гонке за покупку команды НБА «Хьюстон Рокетс». Но тогда его опередил Тилман Фертитта (№394 в списке Forbes; $4,9 млрд), выложив за франшизу $2,2 млрд.

Так что еще не факт, что сделка завершится в пользу Фридкина. СМИ сообщают порядка о 20 заинтересованных инвесторов. Среди конкурентов Фридкина называют Qatar Sport Investments, которой уже принадлежит французский футбольный клуб ПСЖ, а также Mubadala Investment Company — CEO компании Халдун аль-Мубарак является основателем City Football Group и главой «Манчестер Сити».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+