Работа с зарплатой от £1 млн: кто будет управлять самой успешной футбольной лигой мира
Пока английские футбольные клубы продолжают готовиться к новому сезону, который стартует 9 августа, самый успешный футбольный чемпионат в мире — Английская премьер-лига (АПЛ) — остается без постоянного управленца.
В ноябре 2018 года пост генерального директора и исполнительного председателя организации покинул 59-летний Ричард Скудамор. В конце 1990-х он несколько сезонов руководил Английской футбольной лигой (второй по значимости в стране), а последние 19 лет возглавлял АПЛ. Называя причину ухода, Скудамор кокетничал. За словами «проводить больше времени с семьей и смотреть больше матчей любимого клуба детства «Бристоль Сити», скорее всего, кроется «очень устал». Да, сейчас лига в отличной финансовой форме, но за экономическим благополучием стоит огромная работа и умение решать проблемы, которые регулярно возникают даже у успешных проектов.
Под контролем Скудамора АПЛ стала самым востребованным футбольным чемпионатом на ТВ: в 1999-м внутренние телеправа оценивались в £670 млн, а в 2015-м трехлетняя сделка обошлась BT Sport и Sky Sports уже в £5,1 млрд. Подписанные в 2018-м контракты (с BT, Sky и Amazon) за три года принесут лиге около £4,9 млрд.
Некоторое падение цен на внутреннем рынке легко компенсируется растущими доходами от реализации телеправ за рубежом. Широкая география легионеров и регулярные заграничные гастроли ведущих клубов отлично сработали на увеличение фан-базы АПЛ в Азии и Северной Америке. Так, в 2016 году крупный китайский ретейлер Suning выкупил права на показ трех сезонов АПЛ (2019-2022) по $230 млн за год. А в целом, по оценке The Telegraph, стоимость международных телеправ в текущем цикле впервые превысила £4 млрд.
За 19 лет в должности Скудамор заработал больше £26 млн, а после ухода получил еще £5 млн в знак благодарности от клубов и устроился в комитет по коммерческому развитию гольф-турнира Ryder Cup (сборная США против сборной Европы).
Рекрутинговая катастрофа
Учитывая зарплату под £2,5 млн в год (базовые £900 000 + бонусы) и возможность управлять самым влиятельным футбольным чемпионатом, освободившееся кресло не должно было долго пустовать. Однако вот уже больше полугода АПЛ не может закрыть вакансию руководителя, отвечающего за правовые, политические, финансовые вопросы, а также продажу телевизионных и коммерческих прав — временным СЕО остается управляющий директор лиги Ричард Мастерс. В начале июля даже была назначена новая консалтинговая фирма Russell Reynolds для поиска оптимального кандидата — у компании Spencer Stuart этот процесс слишком затянулся.
В первой тройке претендентов на пост Скудамора оказались исключительно топ-менеджеры с телевидения: Сюзанна Динейдж (президент Animal Planet, Discovery), Тим Дэви (CEO BBC Studios) и Том Беттс (директор по стратегии ITV). И это объяснимо — в нынешней бизнес-модели лиги нет ничего важнее продаж трансляций.
51-летняя Динейдж, проработавшая на ТВ 20 лет, обошла конкурентов и получила назначение. Эксперты и СМИ восприняли событие крайне позитивно — «глоток свежего воздуха» для мужского мира футбольного управления. Сама Динейдж тоже выглядела довольной: называла новую роль «фантастической» и обещала «много лет успеха впереди». Однако спустя месяц, в декабре 2018-го, Сюзанна сделала «рождественский подарок» Discovery, заявив, что отказывается от работы в АПЛ и остается на ТВ. О причинах внезапной перемены планов Динейдж распространяться не стала.
Лига была шокирована. Комиссии под руководством президента «Челси» Брюса Бака, отвечающей за назначение топ-менеджмента лиги, пришлось заново рассматривать других кандидатов. Тим Дэви, которому предпочли Динейдж, встретил предложение отказом. По словам Дэви, в результате этой рекрутинговой истории он едва не потерял работу на BBС и больше не хочет рисковать местом, где вполне счастлив.
Продолжая поиски, АПЛ получила отказ от Даррена Чайлдса, бывшего СEO UKTV, который со следующего сезона станет новым боссом регбийной Премьер-лиги.
Расстрельная должность
Почему же никто не хочет занять такую вкусную должность? Есть несколько причин.
Во-первых, Скудамор был настолько влиятельной фигурой в футбольном мире, что его сменщикам будет крайне сложно соответствовать уровню его компетенций. Кроме того, период управления АПЛ Скудамором совпал с расцветом телевидения — и это помогало добиваться фантастических показателей коммерческого роста. Но за последнее время ситуация изменилась: влияние ТВ падает, все больше людей переключается на интернет-вещание. Последняя сделка по британским правам уже зафиксировала падение цены на 4%, а в следующий раз, по мнению аналитика Клэра Эндерса из Enders Analysis, вещатели предложат еще на 20% меньше.
Чтобы сохранить тенденцию роста доходов, лиге придется осваивать новые бизнес-направления — например, диджитал. В 2018-м право на показ 20 матчей в сезон на своем стриминг-сервисе приобрела компания Amazon, заплатив, по подсчетам аналитиков, £90 млн за трехлетний контракт. Интернет-вещание — очевидная точка роста бизнеса лиги, и ее будущему руководителю придется быть (или стать) экспертом в этой сфере.
Есть еще одно опасное для экономики лиги обстоятельство — последствия Brexit. Теперь либо всем европейским легионерам предстоит получать разрешение на работу в Англии, либо лиге придется менять лимит иностранных игроков в заявке. Прямо сейчас ни один топ-клуб АПЛ не соответствует миграционным правилам, которые вступят в силу после официального выхода Великобритании из Евросоюза.
Не стоит забывать и про давление со стороны команд «большой шестерки» («Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», «Челси», «Арсенал», «Манчестер Сити» и «Тоттенхэм»). Топ-клубы считают, что именно благодаря им растет выручка АПЛ, поэтому они должны получать от лиги больше остальных. Незадолго до своего ухода Скудамору пришлось согласиться на реформу системы распределения доходов от иностранных телеправ. Если раньше всем клубам полагалась равная доля, то с сезона 2020/21 сумма будет зависеть от результата в чемпионате: £39 млн гарантированного платежа плюс бонус за место в таблице. По мнению аналитиков, это нововведение только увеличит финансовый разрыв между топ-клубами и командами поскромнее, что может негативно сказаться на качестве футбола. «Статистические данные показывают корреляцию роста доходов «большой шестерки» и увеличения их доли в общем количестве очков в чемпионате, — считает директор футбольного аналитического агентства Vysyble Роджер Белл. — Топ-клубы убивают Премьер-лигу деньгами».
Однако не считаться с интересами сильных клубов лига не может. Особенно на фоне очередного витка слухов о создании Европейской суперлиги — загадочного нового турнира для лучших команд Европы — и возможной реформы Лиги чемпионов с 2024 года. Топ-клубы хотят больше статусных международных матчей, которые приносят солидную прибыль, но это автоматически сократит их вовлеченность во внутренние турниры. Такой сценарий Премьер-лигу не устроит, и разбираться с этой проблемой придется новому руководству.
Вот и получается, что идеальная на первый взгляд вакансия оказывается экстремально сложной работой. И не факт, что АПЛ получит нового босса до старта сезона. Сейчас в списке обсуждаемых кандидатов называют президента испанской Ла Лиги Хавьера Тебаса, экс-CEO British Telecom Гэвина Паттерсона, директора по стратегии ITV Тома Беттса и бывшую СЕО Getty Images Доун Эйри, которая недавно стала председателем совета по женскому футболу в Англии.
Одним из самых очевидных претендентов кажется Хавьер Тебас. Некоторое время назад его уже звали в итальянскую Серию А на зарплату в £1 млн (он отказался), а Премьер-лига явно готова платить больше. Сам Тебас заявил, что ему льстит предложение из АПЛ. Однако испанская лига возможность трансфера официально отрицает: «У Тебаса контракт с Ла Лигой, и он не только счастлив работать тут, но и несет ответственность за многие направления. Перед ним стоит несколько задач, связанных с изменением вещательного ландшафта, появлением новых турниров и реформированием структуры существующих, которые подвергают опасности внутренний чемпионат».
Ла Лиге приходится решать те же проблемы, что гарантированы будущему руководителю АПЛ. В условиях растущего влияния клубов-брендов только эффективный менеджмент поможет сохранить успешность национальных лиг. В Англии это отлично понимают и, возможно, поэтому так долго и тщательно выбирают нового руководителя.