История «Тур де Франс» началась в 1903 году как рекламный проект французской спортивной газеты L’Auto, в 2019-м «Тур» — главный бренд мирового велоспорта. Многочисленные допинг-истории последних 20 лет — вспомнить хотя бы дело американца Лэнса Армстронга, лишенного в 2012 году семи чемпионских титулов, сильно потрепали имидж «Тура», но не смогли его уничтожить. Организаторы ужесточили допинг-контроль, скандалов стало меньше — и постепенно интерес публики, телевидения и спонсоров вернулся. За три недели июля гонка собирает около 12 млн зрителей вдоль дорог и 3,5 млрд — у телеэкранов. В рекламном караване «Тура» представлены больше 30 брендов, а география стартовых этапов расписана до 2021 года. В 2019-м гонка начнется 6 июля в Брюсселе и побывает в 34 городах — все они платят (от €60 000) за право принять у себя легендарную многодневку. Forbes изучил бухгалтерию «Тур де Франс», выбрал самые интересные цифры и попросил бывшего гонщика команд «Катюша» и Tinkoff-Saxo Павла Брутта прокомментировать зарплатную часть.
Про гонку
€44,5 млн составила прибыль компании Amaury Sport Organisation (A.S.O.) — организатора «Тур де Франс» — за 2017 год, при общей выручке в €227,1 млн. Кроме «Тура», A.S.O. проводит множество других мероприятий в разных видах спорта (например, ралли-марафон «Дакар») и не публикует детализированную отчетность, поэтому оценить долю «Тур де Франс» в общей выручке сложно. У веломногодневки три основных источника дохода: телеправа, рекламные/спонсорские контракты и денежные взносы городов, принимающих этапы гонки.
30 минут занимает проезд рекламного каравана «Тур де Франс». Вереница затейливо тюнингованных автомобилей (в 2018-м их было 160) стартует за несколько часов до пелотона и едет по маршруту гонки, развлекая публику на обочинах. Работающие в караване мерчандайзеры ежедневно раздают сотни тысяч брендированных сувениров и промо-упаковок своей продукции. Участие в этой процессии, придуманной организаторами «Тура» еще в 1930-м, обойдется рекламодателю от €150 000.
€100 000 обязан заплатить A.S.O. город, где стартует первый этап гонки — Grand depart, если привлечет к мероприятию локальных спонсоров. Право принять это событие стоит гораздо дороже. По оценкам Счетной палаты Франции, взнос Лондона в 2007-м составил €10 млн, Дюссельдорфа в 2017-м — €6 млн, Мон-Сен-Мишеля в 2016-м — €2,4 млн. Кроме того, принимающая сторона тратит миллионы евро на подготовку к событию. Но благодаря огромному количеству туристов экономический эффект для региона в несколько раз превышает расходы.
€24 млн в год платит France Télévisions за право показывать «Тур де Франс». Сумма могла быть выше, если бы не французское законодательство, которое запрещает платный показ важных спортивных событий, в том числе и «Тура». Многодневку транслируют 100 каналов в 190 странах, но сверхприбыли A.S.O. это не приносит. Во-первых, организовать телетрансляцию велогонки технически сложно и дорого, во-вторых, большинство этапов проходят днем в будние дни — и это отсекает большую часть молодой, активной аудитории, которая интересна рекламодателям.
€250 000 в год A.S.O. платит правительству Франции за использование дорог, покрывает затраты команд на участие в гонке, обеспечивает призовой фонд, то есть берет на себя все расходы по проведению многодневки. Но и всю выручку тоже оставляет себе. Так, в начале 2019-го «Тур» заполучил нового основного спонсора — Continental, а также продлил контракт с компанией Skoda до 2023 года. Финансовые детали сделок не разглашаются, но в 2015-м выручка от пяти самых крупных партнерских соглашений «Тура» оценивалась в €17,5 млн.
Про команды
£38 млн составил бюджет Team Sky в 2018 году, £27,6 млн из этой суммы команда получила от титульных партнеров — медиагигантов Sky (£23,5 млн) и 21st Century Fox (£4,1 млн). Однако в конце 2018-го обе компании объявили об уходе из велоспорта. Новым спонсором лучшей команды последнего десятилетия (6 побед на «Тур де Франс» с 2010 года) стала компания Ineos британского миллиардера и велосипедиста-любителя Джима Рэтклифа. По сообщениям СМИ, бюджет Team Ineos может вырасти до £40 млн. При этом расходы большинства команд пелотона укладываются в €15-20 млн, а некоторым хватает и €5 млн.
€18 070 призовых заработала на «Тур де Франс» 2018 Team Katusha Alpecin. Команда, которую создал и несколько лет финансировал миллиардер Игорь Макаров, теперь выступает под швейцарским флагом и имеет второй бюджет в пелотоне (больше €30 млн). Принадлежащая Макарову группа Areti осталась спонсором команды. В 2019-м за Team Katusha Alpecin гоняются четыре российских велосипедиста, один из них — Ильнур Закарин — выиграл этап на «Джиро д’Италия» 2019 и занял 10-е место в общем зачете.
Про людей
€6 млн в год зарабатывает в немецкой команде Bora-Hansgrohe словак Петер Саган — самый высокооплачиваемый велосипедист планеты. В его резюме 11 выигранных этапов «Тур де Франс», три титула чемпиона мира и победы в культовых гонках «Париж — Рубэ» и «Тур Фландрии». «По уровню популярности Саган — это Месси велоспорта, — говорит Павел Брутт, экс-гонщик «Катюши» и Tinkoff-Saxo. — Петер побеждает уже много лет и грамотно использует свой успех. Он ведет активную публичную жизнь и создал себя как медийную личность. На родине Саган — национальный герой, плюс он мегапопулярен в США. Думаю, Петер зарабатывает очень приличные деньги на рекламе. К примеру, у производителя велосипедов Specialized есть его именная коллекция». Аналитическая платформа Hookit подсчитала, что в 2017 году активность Сагана в соцсетях принесла его спонсорам $6,5 млн.
«От €1 млн в год в велоспорте зарабатывают только топ-гонщики, способные выиграть общий зачет престижной многодневки. Их всего человек 20, — рассказывает Брутт. — От €300 000 до €1 млн получают очень хорошие велосипедисты — как правило, помощники лидеров команд. Их тоже немного, около 20% от всего пелотона. €150 000 – €300 000 платят надежным командным работникам. Остальная масса — около 60% — зарабатывает €100 000 — €150 000 в год. В контрактах, как правило, прописаны бонусы за отдельные достижения. Например, за победу в классической однодневке. Но если для топ-гонщика такая цель вполне реальна, то для молодого грегари (так называют велосипедистов, работающих на команду или лидера — Forbes) — это как в космос слетать».
«После допинг-скандалов конца 1990-х (в нескольких командах вскрылось систематическое употребление запрещенных препаратов, в том числе ЭПО — Forbes) велоспорт лишился многих спонсоров и интереса ТВ, — объясняет Брутт. — Как следствие, зарплаты в пелотоне упали в среднем на 30%. И лишь недавно они вернулись на более-менее прежний уровень. При этом команда не может платить гонщику меньше €38 115 в год — это норматив Международной федерации велоспорта (UCI). Регламентируются и переходы спортсменов. Посередине сезона поменять команду нельзя. В случае разрыва действующего контракта гонщику придется выплатить команде компенсацию — от 100% годовой зарплаты».
«Стандартный контракт в велоспорте заключается на год, у топ-гощников соглашения на 2-3 года. Чтобы попасть в хорошую команду и получить приличную зарплату, нужен агент, менеджер. Его услуги обычно стоят 5% от суммы контракта. В нем обязательно оговорены санкции, связанные со спортивной формой гонщика. Например, уровень жира в организме должен составлять не больше 10% от общей массы тела — иначе к старту не допустят. Есть и другие обязательные тесты. Не прошел — получаешь предупреждение, три предупреждения — разрыв контракта».
€500 000 получит победитель генеральной классификации «Тур де Франс» 2019 года, гонщик, занявший 160-е место, — €1000. Победа на этапе стоит €11 000, за 20-е место платят €300. За итоговое лидерство в горной или очковой классификации платят €25 000, в командном зачете — €50 000. Общий призовой фонд гонки составит €2,3 млн — за последние 5 лет он вырос лишь на 10%. «Сейчас в каждой гонке команду представляют 8 велосипедистов, — комментирует Брутт. — И заработанные по ходу соревнований призовые — как в личном, так и в командном зачете — распределяются между всеми участниками. Обычно итоговая сумма делится на 9 равных частей. 8 из них получают гонщики, еще одна достается персоналу — массажистам, механикам и т.д.».