«Каким шампунем пользуется президент?»: вопросы от бизнеса к прямой линии Владимира Путина
В четверг 20 июня в эфире федеральных телеканалов пройдет традиционная прямая линия Владимира Путина: президент ответит на несколько десятков вопросов журналистов и простых граждан о политике, экономике и общественной жизни. По состоянию на 18 июня колл-центр мероприятия зафиксировал более 800 000 обращений от россиян. Forbes решил пополнить эту базу еще несколькими вопросами — от наших героев-предпринимателей. Что хотели бы узнать у главы государства известные представители бизнес-сообщества?
Анастасия Татулова, основательница сети семейных кафе «АндерСон»:
«Мой главный вопрос не касается индустрии. Когда будет окончательный и тотальный запрет на содержание в СИЗО предпринимателей? Я этот вопрос уже задавала президенту на встрече год назад. Настойчиво хочу задать его опять.
Вопрос номер два. Когда начнется реформа в органах МВД? Сейчас они не включены ни в регуляторную гильотину, ни в реформу контрольно-надзорной деятельности, но являются главным препятствием для развития бизнеса. Органы МВД и судебная система воспринимаются и простыми гражданами точно не как правовой механизм, а только как инструмент давления, причем беззаконный и страшный.
Еще один вопрос — про боль индустрии гостеприимства — Роспотребнадзор и СанПин. Почему в Грузии, например, отменили этот пережиток социализма пять лет назад, отменили его и в Прибалтике, а в России до сих пор индустрию кошмарят по устаревшим требованиям? Закрывают по этим требованиям рестораны, вымогают взятки, выписывают миллионные штрафы. Почему при всех обещанных гильотинах до сих пор даже не ввели мораторий на правоприменение устаревшего документа? Как может развиваться бизнес, если, как только он становится заметным, его начинают кошмарить? Если ты придорожная тошниловка, ничего не соблюдающая и не платящая налоги, к тебе не придут. Потому что таких не выгодно проверять. А вот если ты сеть, которая платит налоги, соблюдает многочисленные требования государства, контролирует пищевую и пожарную безопасность, ты непременно попадешь в плановую проверку.
Далее, налоги. Существующая система либо убивает средний бизнес в индустрии гостеприимства, либо заставляет предпринимателей системно нарушать закон. Режим упрощенной системы налогообложения (УСН) доступен только для юрлиц и ИП, выручка которых составляет менее 150 млн рублей в год. И все компании, у которых десять ресторанов с годовой выручкой 15 млн рублей, вынуждены открывать следующий ресторан на новом юридическом лице, искусственно дробя бизнес ради УСН. Другого выхода нет — работа на НДС делает бизнес нерентабельным. Возможно ли рассмотреть поправку в закон, позволяющую применение УСН для организаций индустрии гостеприимства, у которых есть филиалы по разным адресам, не суммируя выручку?»
Андрей Трубников, основатель косметической компании Natura Siberica:
«Интересно узнать, каким шампунем пользуется президент и пользуется ли косметикой в принципе? Наверное, это глупые вопросы и шампунь ему делают на заказ. Но желаю, чтобы наш президент зашел в магазин Natura Siberica на улице Тверской хоть на минуточку и купил мужской шампунь. Мы считаем, что достойны».
Дмитрий Костыгин, совладелец розничных сетей «Юлмарт» и «Рив Гош»:
«Когда будут апгрейдить РСБУ [Российские стандарты бухгалтерского учета — прим. Forbes] и, в частности, выведут их из-под Минэкономразвития в независимый орган?»
Андрей Павлов, президент обувной компании Zenden Group:
«В развитых экономиках Европы воскресенье является выходным днем практически для всех секторов экономики. Есть ли шанс это сделать в России? А также кто лично в стране отвечает за рост ВВП?»
Борис Зарьков, владелец ресторанной группы White Rabbit:
«По моему мнению, нет сейчас в ресторанной отрасли проблем, в которые надо погружаться президенту. Наши проблемки мы как-то сами решали и решать сможем. Я не знаю как в других городах, а в Москве местные власти открыты к диалогу и на их уровне все решается без проблем. А президенту и без нас есть чем заниматься».
Александр Лебедев, банкир, предприниматель:
«Я поддерживаю решение Минфина и Минпромторга о введении продовольственных карточек для малообеспеченных граждан, с помощью которых они смогут приобретать в торговых сетях продукты питания российского производства из расчета 1000-1500 рублей в месяц на человека, и разрешить держателям карточек питаться в заведениях общепита социальной направленности, реализующих полезную для здоровья еду по доступным ценам. Первоначально предполагалось потратить на эти цели в 2019 году 330 млрд рублей на 19,5 млн человек, но правительство перенесло инициативу на 2021 год, и перспективы остаются неясными. Вводите эту программу!
В октябре в Сочи состоится встреча президента с главами африканских государств. Россия ввозит из этих стран продукцию сельского хозяйства на $5 млрд в год, в том числе цветы на $2 млрд. Но сначала цветы из Кении, Уганды, Эфиопии, Зимбабве летят в Нидерланды, потом перегружаются в фуры и через Белоруссию поставляются в Россию. В странах Балтии цветы «едут» в Россию в фурах на $30 000, а в декларации указано лишь $12 000-13 000. В итоге страдает госбюджет и потребитель. Напрямую в Россию везти дешевле. Можно также создать цветочную биржу, как в Китае, в аэропорту Раменское, который необходимо развивать. Биржевая торговля для оптовых продавцов будет дешевле, чем покупка в Голландии. Можно также на каждые $100 млн ввозимых цветов экспортировать в Африку продукцию российского производства, и не только сельхозназначения (зерно, мясо и т.д.). Прошу рассмотреть!
Мы предложили правительству для повышения эффективности проекта Sukhoi Superjet 100 перевести лайнер из рынка регулярных перевозок в нишу чартерных, так как 100-кресельный самолет проигрывает 200-кресельному по себестоимости пассажира/километра почти в три раза, а сэкономленные средства (на дотации SSJ тратится из бюджета более 60 млрд рублей в год) направить на МС 21. Ведомства затягивают рассмотрение этого вопроса. Не лучше ли отдать средства, предназначенные для дотаций, на продовольственные карточки для населения, как, впрочем, и деньги, конфискованные у [экс-полковника МВД] Захарченко и [полковника ФСБ] Черкалина?
Василий Михайлов, основатель сети эконом-барбершопов «СуперМЕН»:
«Есть один несерьезный вопрос, который мучает меня уже долгое время. Почему, когда президент ежегодно награждает выдающихся россиян, среди лауреатов никогда не бывает предпринимателей? Ведь это они строят экономику страны своими руками. Хотелось бы эту несправедливость исправить».
Алексей Федоров, управляющий партнер сети магазинов электроинструментов «220 Вольт»:
«Главный вопрос, который меня волнует: будет ли государство отстаивать конкурентные условия для малого и среднего бизнеса? Экспансия торговых гигантов в регионы набирает обороты, а присутствие малого и среднего бизнеса в розничной торговле продолжает сокращаться. Так, к примеру, за несколько лет количество торговых точек, продающих товары для строительства, сократилось в 6 раз. Глобальные сети и корпорации с государственным участием создают неконкурентные условия для регионального бизнеса. Лоббизм сетей может привести к полному уничтожению малой коммерции. При этом небольшие торговые точки в регионах необходимы как канал сбыта для фермеров, которые не могут поставлять отечественную продукцию федеральным ретейлерам. Эти проблемы не решить без вмешательства государства».
Андрей Шубин, сооснователь сети барбершопов BoyCut:
«Я долго думал, о чем же я бы спросил Владимира Владимировича, если бы оказался прямо перед ним в этом шикарном зале. Вариантов было множество. Например, интересно, что он думает о действиях правоохранительных органов, об уровне налоговой нагрузки на малый бизнес, о новом законе, по которому налоговые преступления больше не будут иметь срока давности. О том, будут ли пересматривать правоприменительную практику статьи 228 после дела Ивана Голунова и накажут ли настоящих заказчиков дела.
Но в итоге я понял, что спрошу. Ничего. Потому что это не имеет никакого смысла. Ничего после его ответов не изменится. Разумнее было бы спрятаться за глобусом, как в школе, чтобы он не знал о моем существовании – от греха подальше».
Евгений Чичваркин, сооснователь компании «Евросеть», совладелец ресторана HIDE (Лондон):
«А ты не *** [устал]?» [Евгений процитировал вопрос из YouTube-шоу «вДудь», который бы задала Путину телеведущая и блогер Настя Ивлеева — прим. Forbes]